Впереди 1 мая — день, который в памяти старшего поколения связан с революционным периодом истории нашей страны. А значит, самое время вспомнить об астраханском большевике. Да не простом, а очень-очень высокопоставленном. Который входил в советскую элиту. И стал основателем системы внешней разведки. Это Меер Абрамович Трилиссер. Он же Михаил Москвин. Он же Анатолий Мурский.
Пламенный революционер
Меер Трилиссер родился 1 апреля 1883 года в Астрахани, в семье сапожника. Семья жила весьма небогато и отец, пытаясь пристроить парня получше, отдал его учиться в Реальное училище. Меер выучился и… покинул Астрахань. Искать себя он отправился в Одессу, тогда очень «продвинутый» город.
А Одесса уже пропитывалась революционным духом начала ХХ века. В 1901 году Меер вступил в члены Южной революционной группы социал-демократов. Даже познакомился с братом Владимира Ульянова — Дмитрием и Розой Землячкой. И очень скоро был арестован и сослан… обратно в Астрахань.
Но и здесь молодой революционер не успокоился. Он помогает в организации подпольной типографии, руководит рабочими кружками. И постепенно набирает «вес», выезжая за пределы Нижнего Поволжья. Весной 1904 года Меер Трилиссер по заданию ЦК РСДРП объезжает ряд городов Урала с целью создания единого Средне-Уральского комитета РСДРП. Его снова арестовывают, заключают в пермскую тюрьму. А потом, очень скоро, переводят... в тюрьму астраханскую. Ну, не отпускает малая родина нашего героя!
Впрочем, в период Первой русской революции 1905 года он снова на свободе, и разъезжает по стране, ведет агитационную работу. В Самаре, в Казани, в Петербурге, в Финляндии. Настолько успешно, что везде входит в состав руководителей комитетов РСДРП и даже возглавляет восстание военных моряков в Свеаборге.
Но длится это недолго, и Трилиссер снова попадает в застенки. И на этот раз не в Астраханскую тюрьму, а в Шлиссельбургскую, для особо опасных преступников.
В 1910 году Трилиссер был приговорен к восьми годам каторжных работ. В ноябре 1914-го был освобожден из заключения в крепости и отправлен на вечное поселение в Сибирь.
Дальневосточный нелегал
Выпускают Меера Абрамовича только после Февральской революции 1917 года. И теперь он - уже закаленный во всех смыслах большевик Поэтому ему сразу же доверяют возглавить Иркутский совет. А далее — Октябрьская революция, и Трилиссер становится одним из самых деятельных сторонников новой власти в Сибири. В частности, успешно подавляет юнкерский мятеж в декабре 1917 года в Иркутске.
Далее — беспокойная жизнь. В Сибири — Колчак, и Трилиссер снова на нелегальной работе. Он переезжает на Дальний Восток, в город Благовещенск. Там входит в состав коллегии советского военного комиссариата по Восточной Сибири и Забайкалью.
С образованием в 1921 году буферного государства — Дальневосточной республики (ДВР) — Трилиссер назначается комиссаром по Амурской области, избирается членом Дальневосточного бюро РКП(б) и входит в руководящий состав Государственной политической охраны (ГПО) ДВР. Здесь проявляется его талант мастера организации агентурно-разведывательной сети. Трилиссер организовал на Дальнем Востоке систему разведки и конспиративной связи большевиков, создал большую агентурную сеть и снабжал Москву информацией о действиях и планах Японии и формирований Белой армии. И как вишенка на торте - создал первую на советском Дальнем Востоке специальную шифровальную службу для связи с Москвой.
И вскоре в центральный аппарат ВЧК в Москве из Дальневосточной республики начинают постоянно поступать шифрованные телеграммы о о планах Японии, США и белогвардейцев на Дальнем Востоке. Так что, в том, что Красная армия «на Тихом океане свой закончила поход» есть и немалая заслуга астраханца Меера Трилиссера.
Организатор внешней разведки
Наш герой уже порядком «набил руку» на восточном направлении, и после окончания Гражданской войны планировал продолжать работу по экспорту революции в Китай, Монголию и Корею. Но в августе 1921 года с Трилиссером встретился Дзержинский и предложил ему перейти на работу в ВЧК, в Иностранный отдел. Ему предстояло организовать разведывательную работу в странах Восточной и Западной Европы. А через год он назначается начальником Иностранного отдела ГПУ — прототип внешней разведки страны.
Считается, что именно Трилиссер выстраивал саму систему внешней разведки, формировал резидентуру, подбирал кадры. При этом он не сидел в кабинете, а лично бывал в европейских странах, проверяя работу резидентур. И постоянно внедрял новшества. Так, по инициативе Меера Абрамовича, в 1923 году было создано межведомственное Особое бюро ГПУ по дезинформации. Сотрудники бюро вводили в заблуждение врагов советской власти, сливая им ложную информацию. И такие операции, как «Трест» и «Синдикат», позже удивили и друзей СССР и его недоброжелателей.
Мог «подсидеть» Ягоду
Признание не заставило себя долго ждать. В 1926 году Трилиссер стал заместителем начальника ОГПУ СССР. А через два года он получил должность уполномоченного ОГПУ при СНК СССР. Однако, успех зачастую вызывает зависть и ревность. Историки считают, что дальнейшую карьеру Трилиссера испортил конфликт с Генрихом Ягодой. Говорят даже - всесильный глава ОГПУ испугался, что Трилиссер его «подсидит».
Генрих Ягода
Доподлинно неизвестно — так ли это или нет, но Трилиссера сняли с должности руководителя внешней разведки.
Но все же опытного большевика-организатора в отставку не отправили. Он был сначала назначен на должность заместителя наркома Рабоче-крестьянской инспекции, а позже стал уполномоченным по Дальневосточному краю.
О жизни и судьбе пламенного большевика из Астрахани сегодня можно было бы снимать захватывающий сериал. Хотя жизнь эта закончилась, увы, трагично в так называемый период «Большого террора». 23 ноября 1938 года Трилиссер был снят со всех постов, исключен из ВКП(б) и арестован. Его обвинили в антисоветской и шпионской деятельности и приговорили к высшей мере наказания. Зимой 1940 года он был расстрелян. Реабилитирован только летом 1956 года.
А через десять лет в Астрахани решением горисполкома в Трусовском районе появилась улица Трилиссера.