Хотя среди «южан» мы – предпоследние.
20 января в рамках круглого стола экспертов по внешней и внутренней государственной деятельности Центр политической информации представил доклад «Состояние коррупции и антикоррупционная активность в субъектах РФ в условиях СВО». В нем фигурировал Антикоррупционный рейтинг регионов России на основе данных за последние четыре года.
И четыре показателя кое-кого пугают
По оценке авторов доклада, специальная военная операция вывела борьбу с коррупцией на уровень важнейших вопросов национальной безопасности, но при этом создала новые коррупционные схемы и снизила прозрачность деятельности госорганов из-за западных санкций. Последнее обстоятельство, как признают эксперты, «хотя и защищает от несправедливых односторонних ограничений, но повышает коррупционные риски».

1) число выявленных коррупционных преступлений на 10 тыс. человек;
2) доступность данных о таких преступлениях на официальных ресурсах;
3) число госслужащих, уволенных по утрате доверия;
4) прозрачность государственных закупок.
За каждый показатель начислялось от 0 до 25 баллов. Чем больше баллов, тем успешнее деятельность региона по тому или иному направлению. Особый акцент делался на первый и третий показатели, которые показывали эффективность работы правоохранительных органов и властей субъекта РФ. При этом оценка прозрачности госзакупок базировалась на двух независимых индексах, рассчитываемых отдельными общественными организациями.
«Очевидно, что для оценки реального уровня коррупции в России и ее отдельных субъектах необходимо учитывать большое количество индикаторов, - признали в Центре политической информации. – Однако, как было установлено, различные субъекты РФ по-разному подходят к публикации тех или иных данных, которые можно было бы использовать для составления рейтинга. Обращает на себя внимание, что многие регионы либо вовсе не раскрывают, либо лишь частично (а зачастую - хаотично) раскрывают сведения о состоянии преступности, в том числе и коррупционной, сфере госзакупок, собственных антикоррупционных программах и мероприятиях».
Как бы там ни было, а были оценены 89 регионов, включая новые территории. И первая десятка Антикоррупционного рейтинга выглядит следующим образом:

Наибольшее количество коррупционных преступлений, согласно приведенной в докладе статистике, было выявлено в Бурятии (8,26 факта на 10 тыс. жителей), Алтае (7,26), Адыгее (5,15), Волгоградской области (3.44) и Ненецком АО (3,32), наименьшее — в Чечне (0,17), Запорожской области (0,31), Ярославской области (0,88), Ивановской области (0,89), Севастополе (0,94).
Больше всего чиновников по утрате доверия с 2022 года уволили в Москве (86), Дагестане (69), Башкирии (61), Краснодарском (62) и Красноярском краях (60), меньше всего - в Магаданской области (1), Республики Марий Эл (1), Чечне (2), Луганской области (2) и Херсонской области (2).
Лидерами по прозрачности госзакупок (по сводному месту) стали Тамбовская область, Чувашия, Липецкая область, Нижегородская область и Ханты-Мансийский АО.
В двух баллах до стана честных
Что касается нашего региона, то его положение в рейтинге неоднозначно. На общероссийском фоне Астраханская область, как часто это отмечается по другим общественно-социальным аспектам, расположилась в середине списка – на 48-49-ом месте с 48 баллами (всего два шага от заветного рубежа!).
А вот в рамках ЮФО мы выглядим не столь непримиримыми борцами с коррупцией – только 7-е место из 8. Позади нас расположилась лишь Калмыкия (54-58-е место/45 баллов) – и то лишь потому, что республика не предоставила данные о количестве коррупционных преступлений, за что получила 0 баллов в данном разделе.
Остальные же «южане» впереди и в категории территорий, где антикоррупционные действия заслуживают удовлетворительного отзыва: Краснодарский край (3-4-е место/81 балл), Адыгея (17-19-е место/66 баллов), Севастополь (35-37-е место/55 баллов), Волгоградская область (38-40-е место/54 балла), Крым (41-е место/53 балла), Ростовская область (45-46-е место/50 баллов).
Впрочем, по количеству коррупционных преступлений на душу населения Астраханская область (3,16) смотрится лучше Адыгеи (5,15) и Волгоградской области (3,44), уволенных из-за утраты доверия чиновников у нас (8 человек) заметно меньше, чем в Краснодарском крае (62) или Крыму (33).
Вот с освещением дел о коррупции в астраханском медиапространстве действительно слабовато – в рейтинге наши усилия оценены в 1 балл. Зато по прозрачности госзакупок ситуация куда лучше: в сводном реестре занимаем 26-е место, за что премированы 17 баллами. И это, между прочим, составляет более трети общей рейтинговой суммы региона.

Фото: bga32.ru, orenburg.media, qiwiq.ru














