Генеральный подрядчик Милицейского моста – ООО «СК «Астраханский Автомост» оспаривает одностороннее расторжение контракта. Накануне в областном Арбитражном суде состоялось предварительное слушание по иску компании к управлению капитального строительства администрации Астрахани.
Напомним, расторжение контракта в одностороннем порядке было инициировано в марте этого года. Основания – работы на Милицейском мосту отстают от графика, а в отношении подрядчика введена процедура банкротства.
По поводу банкротства
Слово «банкротство» у многих вызывает стойкую и конкретную ассоциацию: всё, предприятию кранты, оно ликвидируется. Но это не так. Банкротство –длительный процесс, этапы и сроки которого определяются законом, и длится он не один год. Процедура предусматривает несколько стадий: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Только по завершении конкурсного производства суд принимает решение о ликвидации юрлица. Но это не обязательный финал. На любой стадии дело о банкротстве может быть прекращено.
У СК «Астраханский Автомост» действительно образовались долги по налогам, и сейчас на предприятии введено наблюдение. Эта процедура применяется к должнику с целью обеспечения сохранности имущества, анализа финансового состояния. На этой стадии предприятие может расплатиться с долгами, оздоровиться и дальше работать, как ни в чем не бывало. Мы за астраханский бизнес и от души желаем СК «Астраханский Автомост» - старейшей и единственной в регионе реально работающей мостостроительной компании – восстановиться и продолжать строить мосты.
И, кстати, наблюдение абсолютно не мешает организации выполнять свои производственные функции.
Иск несогласных
Что касается отставания от сроков, в компании уверяют, что на это были объективные обстоятельства. Они изложены в исковом заявлении.
1. Основой основ работ является проект. По проекту мост должен был с самого начала быть полностью закрыт для проезда и прохода. Однако этого не случилось. Было много совещаний, на которых обсуждалось, как сохранить для жителей возможность передвижения по Милицейскому мосту. Но в конце концов верх одержали соображения безопасности: выполнять работы в условиях открытого моста невозможно, лишь малую часть, которая не сказалась бы сколь-нибудь заметно на сроках ремонта. В феврале 2020 года мост-таки закрыли. Учитывая, что контракт был подписан в мае 2019 года, 8 месяцев длились поиски альтернативных методов выполнения работ. Эти альтернативные методы отличались от тех, что были заложены в проекте, и в плане финансовом, и в плане временных затрат.
2. Второе обстоятельство, которое повлияло на сроки – пандемия. Поставщики комплектующих материалов однозначно все настаивали на 100-процентной предоплате, сроки поставки увеличились до 45 дней. Специалист, который отправлялся в другой регион для закупок, деловых переговоров, садился на две недели самоизоляции там, а потом, по возвращении, еще две недели находился на карантине дома. 18 работников компании, которым больше 65 лет, находились на листках нетрудоспособности. Им искали замену, но это тоже время.
3. Были задержки с оплатой выполненной работы, сроки, предусмотренные контрактом, нарушались. Вероятно, на это были объективные обстоятельства, но это тоже не могло не повлиять на сроки выполнения ремонта.
«Конечно, можно было приостановить работы, уведомить заказчика, но Автомост шел на то, чтобы выполнять работы любой ценой – как оказалось, даже с ущербом для себя, - комментирует представитель СК «Астраханский Автомост» Елена Емельянова. – Я считаю, что при конструктивном взаимодействии заказчика и подрядчика цель была бы достигнута. Решение о расторжении принято за полгода до окончания срока контракта. При этом никакой доказательной базы, что мост не был бы вовремя завершен, в материалах дела на сегодняшний момент не содержится – я не вижу этих доказательств».
Кстати, УКС обратился также в ФАС с просьбой внести ООО «СК Астраханский Автомост» в реестр недобросовестных поставщиков. Как сообщила ПУНКТ-А Елена Емельянова, подробно и обстоятельно рассмотрев дело, антимонопольная служба отказалась вносить компанию в реестр недобросовестных.
А если компания выиграет суд?
Некоторые наши коллеги поспешили с заголовками о том, что «Астраханский Автомост» хочет продолжать ремонтировать Милицейский мост. Такой расклад вряд ли возможен. Средний срок судебного разбирательства – полгода. Может, процесс завершится раньше, а может затянуться и на более долгий срок – дело объемное. Следующее заседание назначено на июнь. Контрактный срок сдачи моста, как мы помним – сентябрь нынешнего года.
Что будет, если «Астраханский Автомост» выиграет суд, а на объекте уже будет работать другой подрядчик? Конечно, никто не скажет: разбирайте то, что сделали, мы будем делать сами. Здесь речь может идти только об ущербе и восстановлении репутации компании.
Не затруднит ли это поиск нового подрядчика?
Решение о расторжении контракта хоть и оспаривается, но оно уже вступило в законную силу. То есть ничто не мешает управлению по капстроительству искать нового подрядчика. Однако это процедура не недели и не месяца. Необходимо провести перерасчет смет, так как выставить объект на аукцион можно только на невыполненный объем работ. Потом предстоит процедура выбора подрядчика – через аукцион ли, через запрос котировок – у каждого способа есть сроки, четко прописанные в законе: размещение уведомления, подача заявок, рассмотрение, заключение контракта. По-быстрому это сделать не получится.
О том, как идет работа по выбору нового подрядчика Милицейскому мосту, мы спросили администрацию Астрахани. Ждем ответа.
На вопрос: сдадут ли Милицейский мост в заявленные сроки? - сейчас, наверное, никто наверняка ответить не сможет. По словам Елены Емельяновой, если бы контракт не был расторгнут, не факт, что до сентября мост не был бы закончен. Хотя, учитывая всю предысторию, уверенности нет. Однако нет ее и теперь, когда достраивать многострадальный мост предстоит кому-то другому.