В конце прошлого года страна выбирала имена для российских аэропортов. Поскольку любые выборы в России зачастую сопряжены со скандалами (а в последнее время и неприятными вторыми турами), мы получили от общественности весьма неоднозначную оценку идеи прославить великие имена России таким вот креативным способом. Однако по прошествии двух месяцев о проекте благополучно забыли: даже на федеральном сайте великиеимена.рф последняя новость датируется аж 26 декабря.
Предыстория
Напомним, что идея присвоить российским аэропортам имена известных личностей родилась у министра культуры, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского. В регионах была организована поэтапная выборная кампания: сначала Общественная палата РФ опрашивала население с целью собрать избыточный перечень фамилий известных земляков, достойных, чтобы их именем был назван аэропорт. В него попали все, кого вспомнили: включая, к примеру, Ляпуна Филимонова - атамана казачьего войска, которое в XVI веке завоевало Астрахань по приказу Ивана Грозного. Одно из патриотических обществ всерьез настаивало, что "Аэропорт имени Ляпуна Филимонова" - это очень круто (и никто смеяться не будет).На втором этапе эксперты выбрали несколько самых популярных вариантов: поэта Велимира Хлебникова, архитектора Дорофея Мякишева, художника Бориса Кустодиева, пилота Николая Скоморохова и, следуя моде, императора Петра Первого. За них-то и голосовали астраханцы на сайте проекта.
«Победу» одержал художник Борис Кустодиев, что понравилось далеко не всем.
Астраханские коммунисты даже заподозрили организаторов в фальсификации выборов (похоже, это чисто астраханская «фишка») и провели своё расследование, которое затем оргкомитет проекта опроверг. Много недовольства вызвали не столько результаты голосования, сколько сам проект как таковой. Появились разнообразные фейковые новости о том, что на переименование аэропортов со всеми вытекающими последствиями (смена вывески, дизайнерское оформление и прочее) потребуются какие-то баснословные суммы - от 45 млн на каждый аэровокзал. Учитывая, что таких аэропортов 47, получалось неслабо. Не обошлось и без мнений типа «Да это всё затеяли, чтобы усыпить нашу бдительность, отвлечь от проблем». Короче, народ гудел и недоумевал, зачем козе баян.
Причём речь шла не только об Астраханской области, но и о других регионах, которые захлестнула волна переименований. Так, кто во что горазд потешался над питерским аэропортом, «жонглируя» названиями знаменитых творений Фёдора Достоевского (его «выбрали» во втором туре голосования). Особо саркастичные предлагали пойти дальше и присвоить VIP-залу название «Бесы», общему - «Бедные люди», стойке для регистрации потерянных вещей - «Униженные и оскорблённые» и так далее. Даже «Вечерний Ургант» прошёлся по этой теме:
Мы тоже не остались в стороне от горячей темы и внесли свою лепту в процесс обсуждения. По итогам голосования "ПУНКТ-А" написал обзорный материал, в котором продемонстрировал диаметрально противоположные точки зрения: от «мне всё равно, пусть хоть Вася Пупкин» до «Зачем нам Кустодиев, у нас есть Хлебников». Кроме этого, «ПУНКТ-А» провёл опрос среди читателей, дабы выяснить, хотят ли астраханцы, чтобы нашему аэропорту присвоили имя знаменитого земляка. Большинство - 63,4% -уверены, что делать это не нужно. Почти четверти проголосовавших (22,4%) всё равно, что творится с аэропортом. 14,2% поддерживают проект. Всего в нашем голосовании приняли участие 3720 человек.
Аэропорт «второй волны»
И вот всё затихло. Мы уж, было, подумали, что проект решили свернуть. Ан-нет. По крайней мере, официально об этом никто не заявляет. По информации наших источников, региональные власти ожидают выхода нескольких федеральных документов, включая самого главного - указа президента. Это, как вы понимаете, касается всех аэропортов, которые участвовали в голосовании. Предположительно «сошествие» распоряжений произойдёт приблизительно в 20-х числах марта. Это и станет отправной точкой для дальнейшего развития проекта.
Согласно нынешней концепции, менять имена и облик аэропортов будут в два этапа. В первый попадут те, что не требуют серьёзных переделок и где владельцы ограничатся лишь «косметическими» преобразованиями, то есть внесут несколько стилистических элементов, экспозиционных зон и так далее. А вот для аэропортов «второй волны» проекта изменения будут более глобальными, вплоть до строительства новых модулей соблюдением особой стилистики.
Таким образом, получаем, что установкой букв на фасаде и развешиванием репродукций Кустодиева дело не ограничится. Поэтому аэропорт наш мы вскоре не узнаем. Ну, как вскоре. Если нормативная база будет сформирована не ранее марта-апреля, до астраханских воздушных «ворот» города дойдёт, дай бог, к осени. Подозреваем, что к сентябрю.
Справочно
В январе 2019 года Международный аэропорт Астрахань обслужил 41 336 пассажиров, что больше показателя аналогичного периода 2018 года на 6,4%. На внутренних воздушных линиях в январе-декабре 2019 года было обслужено 37 782 пассажира(+5.7%), на международных – 3 554 (+14,6%). Количество пассажиров прямого транзита составило 222 человека. В январе 2019 года аэропорт обеспечил выполнение 286 самолетовылетов (+27% к аналогичному периоду прошлого года). За 1 месяц 2019 года обработано 89.7 тонн груза и почты.