Перед выборами пиар-технологи всех партий начали наращивать мускулы и изобретать новые способы, как можно эффективнее «продать» электорату вверенный им «товар» - то есть партии. И если в случае оппозиции концепция их действий остается стабильной - «Отдайте власть, гады! А там посмотрим» - то позиции партии власти в этой ситуации весьма незавидны. Дело вот в чем: свой главный козырь - духовное и идеологическое единение с Владимиром Путиным - единороссы использовали еще на прошлых выборах в 2007 году. А новые мощные идеи после этого изобрести сложно.
Нужно ускорение!
До декабрьских выборов в Госдуму РФ остается всего полгода и партийным деятелям приходится шевелиться, изобретая новые оригинальные способы поднятия рейтингов. Единороссам в этом смысле приходится особенно тяжко. Популярность «ЕР» в последние несколько лет стабильно падает и уже достигла минимума за пять лет. Партии для того, чтобы удержать позиции в новом составе ГД РФ, срочно требуется мощный рывок. Но идей, что еще можно было бы предпринять для его осуществления, пока не появилось...
А сделать его надо. Во-первых, потому что новый состав впервые будет заседать не четыре года, как было до этого, а пять лет. А во-вторых, потому что к этому обязывает нынешнее положение «ЕР», как самостоятельного и единого большинства в парламенте, обслуживающего интересы правительства. Опять превратить Думу из «карманного» зверька в арену политических дебатов власти не хотят. Также, как не хотят «заморачиваться» с созданием внутри Думы коалиции из нескольких партий: это муторно и всегда чревато расколом...
Вот только что еще может придумать партия, которая и так уже достигла всех мыслимых и немыслимых высот? Куда уже после 70% в нынешнем составе ГД РФ? На прошлых выборах в 2007 году «ЕР» уже воспользовалась заоблачным рейтингом Владимира Путина: тогда было объявлено, что ВВП возглавит партию, и эта новость мгновенно взвинтила рейтинг партии чиновников.
Повторить этот фокус уже не удастся. Во-первых, нельзя дважды войти в одну реку. Во-вторых, нынешнее посткризисное бытие отличается от «сытых нулевых» с их нефтяным процветанием и «проблемой года»: как лучше потратить многотриллионный стабфонд? И в-третьих, рейтинг самого В. Путина с некоторых пор серьезно пошатнулся.

Этих отмыть или новых наделать?
Из-за кризиса идей в некоторых кругах уже даже начались разговоры о «перезагрузке» партии власти (сделать вместо «ЕР» новый брэнд со свежим оформлением). Но провернуть такой фокус в нынешних условиях чрезвычайно сложно из-за того, что все последнее десятилетие власти сами активно усложняли процедуру создания новых партий. Сейчас для этого необходимо произвести целый ворох сложных манипуляций: создать общественную организацию с филиалами не менее, чем в 50% регионов РФ, и чтобы в каждом таком филиале числилось не менее 500 членов. Более того, только после года существования такая организация получит право зарегистрироваться в качестве партии и получит право баллотироваться в Госдуму. Учитывая, что до дня голосования осталось всего-то полгода, время для подобных решительных кульбитов уже упущено.

Фронт для каждого
И вот со своим способом реанимировать остывающую любовь населения к «ЕР» к общественности вышел сам лидер партии Владимир Путин. На встрече с активом Единой России, проходившем 6 мая в Волгограде, он заявил:
«Предлагаю создать то, что в политической практике называется широким народным фронтом. Такая форма объединения усилий различных политических сил в преддверии крупных событий политического события применялась и применяется до сих пор в разных странах, в разное время и разными политическими силами: и левыми, и праволиберальными, националистическими, патриотическими. Вопрос не в том, как это назвать, вопрос в том, что мы вкладываем в это понятие и чего мы хотим добиться; это инструмент объединения близких по духу политических сил; мне бы очень хотелось, чтобы и „Единая Россия", и какие-то другие политические партии, профсоюзные организации, женские организации, молодежные организации, ветеранские организации, в том числе и ветеранов ВОВ, и ветеранов войны в Афганистане, чтобы все люди, которые объединены единым стремлением укреплять нашу страну, объединены идеей поиска наиболее оптимальных вариантов, стоящих перед нами проблем, могли быть в рамках единой платформы; давайте назовем это Общероссийский народный фронт»
Естественно, как и большинство других предложений В. Путина, это заявление было встречено громом оваций. По свидетельствам очевидцев, кое-кто даже проронил скупые слезы счастья. При этом, как выяснилось, многие не совсем поняли, что же конкретно лидер партии и премьер правительства имел ввиду. Точнее, поняли все, но каждый по-своему...
При ближайшем рассмотрении в высказывании В. Путина можно вычленить две ключевые мысли. Во-первых, это идея «объединить всех людей, кто стремится укреплять нашу страну». И во-вторых, мысль принимать во «Фронт» всех людей, радеющих за Россию, но не состоящих в «ЕР», для того, чтобы впоследствии направлять их в Госдуму...

Назад к КПСС
Разберемся с первым тезисом.
При трезвом анализе мысль о том, чтобы под одним «фронтовым» брэндом собрать всех патриотов, здравомыслящих людей, выступающих за повышение уровня жизни и так далее выглядит весьма экстравагантно (если не сказать хуже). Это что же получается: что все, кто по тем или иным причинам не захочет вступать во «Фронт», автоматически признаются предателями, дураками и врагами России?
Если довести эту мысль до логического финала, то в итоге вместо партийного многообразия в стране должно остаться всего одно объединение - этот самый «Общественный народный фронт» (ОНФ). Мысль, что разные партии и разные люди могут по разному представлять процветание России здесь кажется даже неуместной: все одиным строем голосуют за всеобщее счастье и баста.
Ничего не напоминает?
В свое время в нашей стране уже функционировала однопартийная система. Тогда тоже все «активные и правильные» состояли под крылом «единственно верной» партии, а парламент (Верховный совет) единым порывом в четком ритме поднимал руки «за» решения верховного начальства. Тогда даже в чиновники и на хорошую работу принимали только через членство в партии. Чем это кончилось, многие помнят. Нужно ли нам повторение того опыта? Не факт.

В чем новизна?
Второй тезис Владимира Путина тоже выглядит довольно бледно.
По сути лидер «Единой России» предложил однопартийцам (которые, естественно, составят костяк «фронта») принимать под свое крыло «полезных» посторонних людей. Чтобы продвигать их по спискам «ЕР» в Думу. Теоретически такое предложение можно трактовать, как попытку влить новую кровь в дряхлеющее тело чиновничьей партии. И привлечь под знамена «ЕР» ярких общественников и лидеров общественного мнения (на жаргоне пиарщиков их еще называют «ЛОМами»).
Однако такие суждения чересчур поверхностны.
Так, сложно отрицать, что и до учреждения «фронта» единороссы активно сотрудничали с общественными организациями и пускали по своим спискам беспартийных кандидатов. За примерами далеко ходить не надо: один из двоих депутатов-единороссов от Астрахани не состоял членом «ЕР» на момент своего избрания в нынешний состав ГД РФ.

Петр Гужвин
Это Петр Гужвин. В 2006 году он являлся лидером регионального отделения Партии Пенсионеров. Однако к моменту выборов-2007 эта партия влилась в состав «Справедливой России», а П. Гужвин рассудил, что ему с эсерами не по пути и оказался беспартийным в статусе лидера небольшой общественной организации, борющейся за права пенсионеров. Именно в этот момент ему поступило предложение от единороссов занять третью строчку в региональном избирательном списке (после «паровоза» А. Жилкина и реального кандидата В. Прозоровского). В ряды партии П. Гужвин вступил уже после получения депутатского мандата – в середине 2008 года.

Екатерина Лахова
К слову, с того же ЕР-овского трамплина попала в Думу, например, беспартийная Екатерина Лахова – руководитель «Союза женщин России». Впрочем, сложно найти в стране такую влиятельную общественную организацию, с которой «ЕР» еще не заключила договор о сотрудничестве. Вспомнить хотя бы «Федерацию независимых профсоюзов России». Буквально на днях ФНПР и «ЕР» провели на астраханской набережной совместное торжество по случаю Первомая.
В итоге не совсем понятно, что же такого нового предложил Владимир Путин, пригласив во «фронт» инициативных деятелей, не состоящих в партии чиновников. Эта практика была на вооружении «ЕР» и раньше...













