АСТРАХАНЬ - НОВОСТИ - ВОЛГОГРАД - МЭР - ГУБЕРНАТОР - КОНФЛИКТ - УВОЛЬНЕНИЕ - ОТСТАВКА
Вчера в Волгоградском центральном суде прошли предварительные слушания по иску экс-мэра Романа Гребенникова. Он намерен оспорить постановление о его отрешении от должности, опубликованное 23 февраля губернатором Анатолием Бровко. Конкретных решений от суда пока ждать рано. Тем не менее, «Пункт-А» решил осветить для астраханских читателей подробности нарастающего конфликта в соседнем регионе. В конце концов, прецедент есть прецедент – мало ли что будущее нам готовит?
Поверхностные астраханские СМИ
Астраханские СМИ (и «Пункт-А», конечно, в том числе) не могли пропустить новость о том, что губернатор Волгоградской области весьма оригинально «поздравил» с 23 февраля избранного главу Волгограда Романа Гребенникова, уволив его.
Но, как это часто бывает, после первой публикации тему забросили. Оно и понятно: Волгоград далеко, да и материал имеет весьма «скользкий» политический оттенок – кто там прав, кто виноват, до сих пор не понятно. Действительно, ситуация, сложившаяся на данный момент в городе-герое, подпадает под емкое народное определение «черт ногу сломит, вторую вывихнет». Правда пока не совсем ясно, кто из двоих – мэр или губернатор – является этим самым чертом.
«Пункт-А» попытался по шагам проследить развитие волгоградской политической интриги.
Шаг 1. «Конспирация против «задних чисел»
Ход губернатора. Надо сказать, скандальное постановление Бровко готовилось в режиме строжайшей конспирации. Нарушить завесу тайны не сумела даже почти буквальная его публикация в «Независимой газете». Которая, опираясь на утечку из обладминистрации, выдала новость о готовящейся «акции отрешения» 21 февраля – аж за два дня до самого события! Новость в «НГ» оказалась столь неожиданной, что попросту ей никто не поверил.
Ответ мэрии. Именно конспирация дала губернатору на первых порах некоторые тактические преимущества перед оппонентом. Однако «уволенный» Роман Гребенников приходил в себя недолго и уже вскоре он выдал общественности бумагу, согласно которой он с утра 22 февраля находится на больничном. А больных, как известно, увольнять нельзя, пока они не выйдут на работу. Вот Гребенников и болеет до сих пор.
Шаг 2. «Митинг на митинг»
Уже 23 февраля в Волгограде начали происходить митинги в защиту Гребенникова. Впрочем, про-мэрских манифестантов быстро уравновесили митингами сторонников Бровко. Акции обеих сторон прошли в цивилизованной форме и не привели к каким-либо заметным последствиям.
Шаг 3. «Телефоном по кворуму»
Атака губернатора. Уже 23 февраля команда Бровко начала готовить Гребенникову смену. Для этого была предпринята попытка «договориться» о приемлемых условиях с кем-либо из восьми заместителей Гребенникова. Кандидат на это место вскоре нашелся – им оказался первый зам экс-мэра Сергей Соколов. Остальные замы проявили лояльность к своему шефу и отказались против него интриговать. Справедливости ради следует отметить, что г-н Соколов не сразу согласился вступить в игру против своего недавнего руководителя и несколько раз передумывал принимать руководство городом (в том числе один раз он сообщил об этом в эфире местного ТВ).
Тем не менее, 24 февраля волгоградская Гордума утвердила решение о его назначении на должность и.о. мэра Волгограда. Причем произошло это весьма оригинальным способом – по телефону!
Дело в том, что 24 февраля (послепраздничный день) в Гордуме собралось недостаточно парламентариев для кворума. Поэтому аппарат Гордумы вечером того же дня произвел обзвон депутатов с одним вопросом: «Поддерживаете ли вы кандидатуру Соколова на должность и.о. мэра?». В итоге столь безальтернативного «голосования» нужное количество голосов было набрано.
Контратака мэрии. Одновременно сторонники избранного градоначальника в волгоградской облдуме предприняли попытку организовать коллективный протест против действий губернатора Бровко и руководства местного отделения «ЕР» (которое также приняло деятельное участие в интригах против опального градоначальника).
Но в данном случае кворум не собрался – не хватило одного голоса. По некоторым данным, обладатель этого самого голоса (депутат одной из оппозиционных партий) намеренно покинул зал заседаний прямо перед голосованием.
Шаг 4. «Взаимные увольнения»
Ход мэрии. Утверждение С. Соколова происходило еще в тот момент, когда команда Гребенникова еще не опубликовала сведения о пребывании мэра на больничном. Когда же эти данные «неожиданно вскрылись», оказалось, что выборы нового и.о. нелегитимны. Потому что якобы есть уже действующий другой и.о. мэра – назначенный Р. Гребенниковым перед уходом на больничный еще один зам градоначальника Сергей Бирюков.
Более того, как «выяснилось» (опять же, задним числом), в тот же день 22 февраля заняв место и.о. С. Бирюков первым делом с позором уволил из мэрии С. Соколова! Поводом для санкции стало грубое нарушение трудовой дисциплины – прогул одного рабочего дня.
Ответ команды Бровко. С. Соколов вскрывшиеся неожиданно обстоятельства собственного увольнения назвал «детскими шалостями», пояснив при этом, что означенный день целиком и полностью провел в своем рабочем кабинете.
В ответ на собственное увольнение он объявил об увольнении всех заместителей мэра и руководителей городских районов.
Шаг 5. «Демонстрация силы против судебных перипетий»
Ход губернатора. Эти взаимные увольнения можно было бы считать одинаково нелегитимными если бы не еще одно обстоятельство. 27 февраля в здании горадминистрации Волгограда были приняты меры по недопущению на рабочие места экс-мэра Романа Гребенникова, а также его заместителя Сергея Бирюкова и ряда других крупных чиновников. Группа гражданских лиц при поддержке вневедомственной охраны опечатала кабинеты чиновников и установила контроль над входами и выходами в здание. Хотя лично С. Соколов при процедуре захвата здания не участвовал, уже в тот момент мало кто сомневался, что решение о захвате здания принадлежало ему.
Ответ команды Гребенникова. Конечно, в качестве ответной реакции сторонники экс-мэра заявили о «рейдерском захвате администрации». Однако реально что-либо предпринять для возвращения в здание не сумели. Вместо этого команда Гребенникова сосредоточила усилия на подготовке к судебному разбирательству.
В итоге эта подготовка не прошла даром. Как уже вчера выяснил суд, предъявленное губернатором обвинение содержит ошибку. В постановлении об отстранении Гребенникова от должности неверно указан номер судебного решение, которое экс-мэр якобы не исполнил. Напомним, именно неисполнение судебных решений (и связанное с этим нанесение вредя населению) вменяется Роману Гребенникову в качестве повода для отстранения.
Обнаружение ошибки пока еще не означает правоту Гребенникова. Однако дает ему определенные надежды на победу в тяжбе.
Шаг 6. «Как метет новая метла?»
Дальнейшие шаги связаны с инициативами команды Бровко. Во-первых, уже 3 марта был объявлен список назначений на места заместителей мэра и руководителей городских районов. Эти места, напомним, за несколько дней до этого были «зачищены» от сторонников экс-мэра.
Во-вторых, в волгоградской гордуме начались разговоры о возобновлении процесса по внесению изменений в городской устав. Ранее уже в Волгограде выдвигались инициативы заменить выборную должность мэра на назначаемую (подчиненную гордуме, а значит и руководству «ЕР») фигуру главы городской исполнительной власти – сити-менеджера. Однако тогда эти инициативы глохли из-за противодействия со стороны Гребенникова.
Теперь, когда Роман Гребенников отстранен от должности (даже если это и временно), партия власти, работающая в альянсе с Бровко, спешит их принять.
Опальному градоначальнику на это пока ответить нечего.













