АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ПОЛИТИКА
На этой неделе корреспонденту «Пункта-А» удалось побывать на приеме населения, который провел мэр Астрахани Михаил Столяров. А затем поприсутствовать на отчете мэра перед населением Кировского района Астрахани. Делимся наблюдениями.
Переход на "встречное" движение
Каждую неделю по средам, начиная с 14:30 в малом зале горадминистрации на ул. Чернышевского, 6 градоначальник общается с населением. Напрямую. Без посредников – лицом к лицу.
Казалось бы, что тут удивительного? И чиновники, и депутаты регулярно проводят разнообразные приемы – дело обычное. По крайней мере, должны это делать.
И предыдущий мэр вроде как встречался с населением. Впрочем, как оказалось, большого рвения в общении с астраханцами у Сергея Боженова не наблюдалось. В распоряжении «Пункта-А» оказалась статистика приемов населения, проведенных мэром и его заместителями в 2011 году и в 2012 году. Разница, мягко говоря, заметная:

Рандеву со всем чиновничьим корпусом
Впрочем, как известно еще из трудов незабвенного Георга Вильгема Фридриха Гегеля, количество не всегда перерастает в качество. Так что еще неизвестно, что это за встречи такие. Может, вообще там какой-нибудь конвейер по отфутболиванию страждущих? «Что у вас? В крыше дыра и видно звезды? А за домом свалка радиоактивных отходов? Вы знаете, денег нет! Становитесь в очередь! Через год перезвоните»...
Чтобы узнать, как на самом деле обстоят дела с приемами населения в нашей мэрии корреспондент «Пункта-А» попросился поприсутствовать на этом мероприятии. И, как ни странно (при прошлой команде мэрии это было почти немыслимо), сразу же получил приглашение.
Чего мы там ожидали увидеть?
Казалось бы, прием у мэра (да и у любого чиновника или депутата) – мероприятие стандартное. Формат таких встреч закреплен веками: кабинет, стол, портрет Путина на стенке, триколорный флажок на столе, бумаги, дежурный помощник в дверях, дежурные фразы, дежурные процедуры и дежурные обещания когда-нибудь решить вопрос...
Однако, как оказалось, у Михаила Столярова все не так.
Уже при входе в помещение (напомним, это Малый зал для совещаний) шаблон начал крошиться... Представьте себе зал с овальным столом для совещаний, за которым может спокойно разместиться два десятка человек. И все места заполнены. Сидят вице-мэры, замы, начальники отделов, главы районов...
Представьте себе зал с овальным столом для совещаний, за которым может спокойно разместиться два десятка человек. И все места заполнены. Сидят вице-мэры, замы, начальники отделов, главы районов...
Присаживаюсь с краю, спрашиваю у рядом сидящего слуги народа:
– А зачем такая кучность? Столько-то народу – ради пары-тройки вопросов?
Чиновник реагирует спокойно:
– У нас формат работы такой. Мэр так поставил работу: как только какой вопрос – чтобы все сразу были под рукой и могли ответить. Говорят, он так привык работать еще когда был депутатом в Черноярском районе.
Появляется ненавязчивое ощущение «показухи». Впрочем, тут же развеивается: кроме «Пункта-А» прессы нет, красоваться не перед кем. Только пресс-служба горадминистрации тихо ведет свою работу – что-то снимают, что-то записывают.
... "У нас формат работы такой. Мэр так поставил работу: как только какой вопрос – чтобы все сразу были под рукой и могли ответить" ...

Снова тормошу собеседника:
– И что, вот так вот – каждую неделю?
– Да. Если хотите, приходите в следующую среду. Будет так же.
– И сколько времени это занимает?
– С 14:30 до последнего посетителя. Обычно 15-20 человек. Но так как каждый человек идет с разными вопросами, время не регламентировано. Иногда приходится засиживаться.
– Но ведь, получается, столько важных людей в разгар рабочего дня отвлечены от основной деятельности...
– То есть, вы считаете, что работа с населением – это не так важно, да?, – парирует чиновник.
Что тут возразить? Замолкаю и начинаю слушать.
«На что жалуетесь?»
В зал как раз входит мэр. За ним следом первый посетитель. Начинается планомерный разбор жалобы: во дворе дома на улице Герасименко – вечная свалка. Городские службы зимой туда свозят снег вместе со всяким хламом, который копится. Весной он тает и территория превращается сначала в болото, а потом в жуткого вида пятно на земле. Посетитель обращается с предложением: «Хотим на этом месте парк. Готовы разбить его там своими силами. Только согласуйте»...
Столяров реагирует оперативно: самостоятельная инициатива граждан – всегда хорошо.
– Где у нас Субботин (глава Кировского района – прим. ред.)?, – обращается он к заместителю.
Тот быстро откликается. Столяров спрашивает:
– Действительно все так? Мы действительно по этому адресу снег складируем? А если не туда, то куда? Что нужно, чтобы для людей разбить сквер? Вы подсчеты делали?...
Иван Субботин бодро отчитывается. Пока идет обсуждение, интересуюсь у рядом сидящего собеседника:
– Что за подсчеты у Субботина? Получается, он заранее готовился?
... «разговорчики в строю» недопустимы: пока идет прием, мэр может поднять с места каждого – поэтому лучше не отвлекаться от нити разговора ...
Собеседник сначала шикает, что мол «разговорчики в строю» недопустимы: пока идет прием, мэр может поднять с места каждого – поэтому лучше не отвлекаться от нити разговора. Потом тихо объясняет «тайные механизмы» приемов:
– Работа построена таким образом. На Чернышевского, 4 (соседняя дверь с мэрией, чуть ближе к Кремлю) есть управление по работе с населением. Туда любой может принести свое обращение. В прошлом году их было 18 тысяч (см. таблицу выше – прим. ред.). Естественно, далеко не каждое обращение требует встречи с мэром: на часть вопросов достаточно письменного ответа, часть переходит к замам и начальникам соответствующих отделов... Если вопрос действительно должен разбираться лично Столяровым, то проходит несколько недель, и человека приглашают в такой-то день в такое-то время на прием. Естественно, списки граждан и их проблемы к этому моменту известны и по ним уже начинается заранее работа. Поэтому у Ивана Субботина есть «заготовки», это нормально. Иначе был бы не прием. А кормление «завтраками».
Приемы продолжаются. Житель с улицы Герасименко обращается со вторым вопросом: у одного из подъездов рухнул козырек, а на него опиралась плита фасада, пошла опасного вида трещина – помогите! Разбирают и эту жалобу, ищут фонды...
Потом приходят представители весьма многолюдного семейства: они умудряются проживать вдвенадцатером (!) в комнате на 11 квадратных метрах. Просят муниципальное жилье. Впрочем, при разборе проблемы выясняется, что никто на самом деле на потолке не спит, и часть жильцов, прописанных в комнате, разъехалась по съемным квартирам. Просьбу вежливо отклоняют.
И так далее, человек за человеком...
Как проходят народные сходы
Примечательно, что формат «все замы в одном месте» Михаил Столяров начал использовать и при встречах с населением. «Пункт-А» уже писал о том, что после глобального отчета за год, который состоялся в ТЮЗе в минувшую пятницу, мэрия организовала и серию из шести встреч более камерного формата – отдельно по районам. Уже прошел сход с населением Трусовского района, а также Кировского.
формат «все замы в одном месте» Михаил Столяров начал использовать и при встречах с населением. так как вопросы из зала могут поступить любые, чиновники нервничают - мало ли что спросят?
Формат тот же: мэр сначала рассказывает о том, что было сделано за год в районе, потом отвечает на вопросы из зала; если надо – поднимает подчиненных. Примечательно, что и основной доклад, и ответы озвучиваются не по бумажке – экспромтом. Какие вопросы будут заданы из зала – неизвестно. Поэтому временами заметно, что подчиненные мэра на стадии вопросов испытывают определенный мандраж.
Примечателен один эпизод, случившийся на вчерашней встрече в гимназии №3 с жителями Кировского района. На этом сходе внимание зало было разделено пополам: к Михаилу Столярову присоединился губернатор Александр Жилкин. Изначально предполагалось, что он будет присутствовать в качестве гостя, но затем он решил дать комментарий к отчету мэра, которые перерос в живой монолог на 20 минут – тоже своеобразный отчет. Естественно, когда после этого встреча перешла к стадии вопроса, люди из зала обращались не только к Столярову, но и к Жилкину.
Спрашивали про разное: почему повышение зарплат так и не дошло до работников дошкольных учреждений (хотя обещали)? когда будут деньги на капремонт (несколько лет уже люди ждут)? и т.д.
Один из присутствующих, молодой человек лет 17-ти, с места задал вопрос губернатору:
– Александр Александрович, а какие инвестиционные проекты могут быть реализованы в области в 2013 году?
Сейчас даже журналисты уже подобные вопросы не задают (потому что губернатор и без всяких вопросов про это рассказывает при каждом удобном случае). Что уж тут говорить о 17-летних юношах? И все это – таким елейным голоском, что через секунду в зале раздался дружный хохот. Даже мэра с губернатором пробрало на смех. Чиновники начали переглядываться: заготовка? подстава? кто придумал? зачем? а вдруг теперь все подумают, что вопрос "заряжен"?...
Впрочем, недоразумение устранил губернатор. Для начала, конечно он отсмеялся. Но затем все же на вопрос ответил: он не стал пользоваться столь топорно подсунутым поводом попиариться. И порекомендовал юному активисту почаще читать его блог и твиттер.














