Вчера одной из ключевых новостей дня стало заявление лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова о том, что партия зафиксировала громадное количество нарушений в Санкт-Петербурге и Астрахани и намерена обжаловать результаты выборов в этих регионах. Корреспондент «Пункта-А» побеседовал с лидером астраханских эсеров Олегом Шеиным о том, какие именно нарушения имели место и что партия намерена предпринять по этому поводу. Чтобы не быть обвиненными в претенциозности, публикуем стенограмму беседы.
Нарушения
– Олег Васильевич, лидер вашей партии вчера высказался о многочисленных нарушениях в ходе голосования в Астрахани. В качестве источника этой информации он явно имел виду вас. О каких нарушениях идет речь?
– Нарушений масса, и у наших сторонников достаточное видео- и аудиоматериалов, которые свидетельствуют о мошенничествах, совершенных в ходе выборов.
Однако я хочу сказать конкретно о том, что видно по результатам, отраженным на официальном сайте системы ГАС «Выборы». Если присмотреться к опубликованным протоколам самого низового уровня – участковых избирательных комиссий, то легко можно найти сразу несколько примеров, где результаты просто поражают воображение. Например, на семи избирательных участках (№№ 495, 511, 512, 518, 519, 520 и еще одном) «СР» получила 15 голосов, а «ЕР» – 7200. На мой взгляд, это явное свидетельство подтасовок.
Заметьте, что на других УИКах, по данным той же системы, у «СР» во многих случаях очень достойные результаты – 23-28%. В городе хватает избирательных участков, где мы единороссов превзошли. Я абсолютно уверен, что мы не сильно от них отстаем в рамках избирательной компании.

– То есть, нарушения выразились на уровне подсчетов?
– Не только. Когда стало понятно, что мы выигрываем эту избирательную компанию, наши оппоненты стали тотально контролировать наших наблюдателей и запрещать любую съемку. А самое главное, отказываться выдавать протоколы. В Кировском районе ни один наш представитель не получил ни одного протокола по итогам выборов. Председатели комиссии просто уехали в администрацию Кировского р-на, оставив комиссию в одиночестве.
Попутно предпринимались многочисленные усилия отвлечь наблюдателей от работы, парализовать их деятельность. В Ленинском р-не, где я сам дежурил, было возбуждено уголовное дело в отношении нашего члена комиссии с решающим голосом Кочетовой, которая якобы утром украла кошелек у члена партии «ЕР». Ее хотели арестовать. Мы эту ситуацию урегулировали. В этом же Ленинском районе был избит Александр Токарев, член комиссии от КПРФ по микрорайону Бабаевского – за «чрезмерную активность».
– Это происходило повсеместно?
– Нет, основная масса нарушений была нами зафиксирована в городе. В Ленинском районе на избирательном участке № 478 мы засняли на видео, как представитель участковой комиссии открыто подложил после подсчета голосов пачку бюллетеней в стопку, где у нас была пачка бюллетеней.
Кировский район был гораздо интересней, потому что там граждане из ОМОНА заняли здание Кировской администрации и не пускали членов комиссии никуда. А куда никуда? Дело в том, что избирательные бюллетени и протоколы относились не в комиссию, как положено по закону, а в кабинет чиновников администрации, где вначале выверялись, чистились, и только потом, уже под утро, начиная 6:00 относились в здание ТИК. Эти протоколы, которые не соответствовали тем единичным протоколам, что были у наших представителей, автоматом включали в систему ГАС «Выборы». То есть, у нас свои протоколы, у нас выборы были совершенно другие.
Как итог – в Кировском районе (на округе №20) победил на одномандатных выборах наш кандидат Михаил Долиев. Но эта победа методом мошеннических подсчетов была аннулирована.
В Советском и Трусовском районах на территории избиркомов были введены ОПГ. В Советском районе они заперли членов комиссии и наблюдателей от оппозиции в отдельных помещениях, включая члена областной избирательной комиссии Щербакова И. В. Опять же, бюллетени уносились черт-те куда, любая попытка этому воспрепятствовать пресекалась незамедлительно гражаднами из ОПГ и сотрудниками полиции. Наконец, когда ночью стало понятно, что не все протоколы они могут переписать, они прервались фактически до утра, повышибали наших наблюдателей и членов комиссии, и утром просто стали активно включать в ГАС «Выборы» протоколы, в которых наши наблюдатели не расписывались.
То есть существует два типа протоколов : в которых есть наши подписи и в которых есть только подписи членов партии ЕР. Естественно, ТИК принимает к рассмотрению только вторые.

Следствия
- Что по этим фактам вы намерены предпринять? И вообще - что будет дальше?
- Теперь о том, какие следует сделать из этого выводы кроме тех, что я перехожу на работу в Областную думу.
Самый главный вывод: контроль над ДАО переходит г-ну Боженову, который провел 15 одномандатников по городу Астрахани. Именно в городе была для единороссов установлена фальшивая «планочку» 65-80%. И посмотрите на результаты: в Советском районе есть участки, где «ЕР» набрала 79%; на отдельных участках есть и 99,8 %.
Это автоматом вышвырнуло за пределы Облдумы не только нас, но и всех жилкинских людей, которые шли по сельским округам. Потому что в сельской местности люди губернатора получали свои честные (или почти честные) 45-50%, а иногда и 55%.
И вот дочь Боженова (Наталья Ильина, партсписок округа №24 – прим. «Пункта-А») будет в ДАО. А дочери Жилкина (Ирины Брынцевой, партсписок округа №13 – прим. «Пункта-А») там не будет. Дочь Боженова в своем округе радуется нарисованным 68-75 %, а у Брынцевой 52%.
Соответственно, через пару лет Боженов может переместиться в кресло губернатора, поскольку он теперь еще и депутат ГД РФ.
– Олег Васильевич, я правильно расслышал, что вы переходите на уровень работы Облдумы?
– Да, совершенно верно. Потому что при тех событиях, которые происходили в Советском р-не, в Кировском р-не, когда вместо наших 400-500 голосов нам рисовалось 1-2 голоса, это существенно повлияло на волю избирателя. Мы, естественно, будем это обжаловать. Мы понимаем ограниченность возможности обжалования в современных российских условиях.
– В таком случае, каковы будут сейчас ваши действия? Сергей Миронов уже говорил о том, что в двух регионах результаты выборов будут обжаловаться. По-моему, он называл Санкт-Петербург и Астраханскую область. Что по этому поводу сейчас делаете?
– Для начала мы анализируем. Мы собираем многочисленные видео, которые у нас имеются (хотя часть видеокамер была разбита на избирательных участках). Собираем также протоколы жалоб.
Но самое интересное конечно – это цифры в системе ГАС «Выборы». Они более чем наглядны.
Мы будем поддерживать любые выступления , в том числе сторонников Асабалиева (коммуниста, который вначале подсчетов выигрывал на округе №20, но по мере фиксации протоколов уступил единороссу Р. Аюпову – прим. «Пункта-А»). Он обжалует вместе с земляками выборы по центральной части Кировского р-на. Сегодня около 200 человек его сторонников собиралось около здания Кировской администрации с требованием пересчитать голоса.
- Извините, перебью: но ведь Асабалиев шел на одном округе с Долиевым? А вы сказали, что победил Долиев. Как вы тогда можете поддерживать Асабалиева?
- Да, победил Долиев. Но победа была присуждена в результате махинаций Аюпову.
Как обычно бывает на выборах? Комиссия обычно говорит: «вот у нас бюллетени такого-то кандидата (трясет пачкой бумаги), а вот у нас бюллетени другого кандидата (трясет еще одной пачкой)». И все понимают, какие бюллетени за кого поданы.
А здесь происходило по-другому: председатель посчитал (в ряде случаев у себя на коленках) бюллетени, отложил их и сказал – «все бюллетени за «ЕР»... Комиссия дружно проголосовала за то, чтоб бюллетени не пересчитывать. Это то же самое, что происходило в 2009 году на выборах мэра.
– Я все равно не могу уловить логики. Вы поддерживаете Асабалиева, но все равно считаете его проигравшим.
– Мы поддерживаем не самого Асабалиева, а его требования: пересмотр итогов голосования, отмену итогов голосования, контрольный пересчет бюллетеней. И, соответственно, поддержим любую инициативу, которая движется в этом направлении.
– Что касается фактов взяточничества, нападений. Будут ли какие- то обращения в правоохранительные органы?
– Они были вчера. Но по опыту прошлых выборов мы знаем, что правоохранительные органы не будут энергично трудиться, чтобы как-то на них прореагировать.
В порядке анекдота замечу, что сегодня ночью примерно в 23:00 я сам был свидетелем разговора замначальника милиции общественной безопасности г-на Еремеева, который дал команду направить группу быстрого реагирования на избирательный участок на улице Селенского. Я спросил у Еремеева: «А что там сейчас происходит?». На это Еремеев мне ответил: «Сейчас там ничего не происходит, но утром был сигнал и мы обязаны отреагировать»...
– Насколько я понимаю, «СР» получает одно место по одномандатному округу и еще пять мест по партспискам. Кто будут эти люди?
– Я еще не могу до конца проанализировать, надо посмотреть, какая процентовка была по каким округам. И далеко еще не по всем округам у нас в Астрахани данные забиты в ГАС «Выборы».
Теоретически у нас это Александр Михайлов, который шел третьим в общеобластном списке и, соответственно, проходит «автоматом». Из наших региональных групп я думаю, что это либо Татищева (В. Ворох, округ №18 – прим. «Пункта-А»), либо Яблочкова (округ №17 – прим. «Пункта-А»). Либо Ахтубинск, либо Икряное. Это четыре форварда, которые между собой идут достаточно впритык.
– На Татищева, насколько я знаю, цифры были не очень.
– Нет, там система пополнялась. И там результаты крайне пляшущие. Например, в Александровской больнице мы получили 20% голосов.
– Это при том, что там у «ЕР» кандидат – Николай Кабачек (популярный экс-главврач этой больницы – прим. «П-А»)?
– Да, при том, что там нет жителей данного избирательного округа, а есть свезенные в реанимацию люди, которых там, в реанимации взялись лечить. Но они не потеряли сознание и голосовали не за тех, за кого им предлагали, а за нас.
– Сколько шансов, что пересчет голосов будет, сколько – что не будет и когда нам ожидать судьбоносного решения?
– Я достаточно сдержанно отношусь к возможности пересчета голосов. Потому что мы уже сталкивались с нашими астраханскими судами.
К сожалению, г-н Жилкин не очень понимает, к чему ведет отказ от пересчета голосов (а это, как я уже говорил, ведет к формированию про-боженовски настроенной областной думы).
Что касается судов, я напомню суды 2009 года по выборам мэра. Тогда мы приносили видео с бесчинствами ОПГ на избирательном участке, приводили 70 свидетелей. Мы приносили аудио, где г-н Шабанов нападал на журналиста Теплищева.
Но при этом суд – и Кировский районный и областной – говорит, что «видео и аудио доказательствами не являются», а из 70 свидетелей он готов в порядке снисхождения послушать человек пять. Те же руководители суда остались и сегодня. И каких-то иллюзий я относительно судов не испытываю.
Новые выборы мэра - уже в марте?
– По вашим подсчетам г-н Боженов получил мандат депутата Федеральной Думы или нет?
– Вы сейчас спрашиваете с точки зрения избирательной комиссии или с точки зрения голосов астраханцев?
– С точки зрения избирательной комиссии.
– С точки зрения избирательной комиссии – естественно, получил. Именно по этой причине на семи участках Советского района за «ЕР» проголосовало по мнению избирательной комиссии 7200 человек, а за нас – 15.
– Насколько я понимаю, если Боженов получил этот мандат, то он наверняка им воспользуется. Иначе не было смысла. Соответственно место мэра станет вакантно. По вашему мнению, каковы сценарии дальнейшего развития событий?
– Я бы назвал две модели.
Первая: отказ от выборов мэра города и назначение сити-менеджера. Эта модель не очень удобна Жилкину, потому что сити-менджера будет назначать Гордума, где у Жилкина, кроме лукойловца Г. Орденова, в принципе нет близких людей. И оппозиции в Гордуме тоже нет: единственным оппозиционером является эсер А. Негерев. Еще один «оппозиционер» это г-н Власенко – друг, товарищ и человек, плававший на одном судне с г-ном Боженовым в старые времена.
Второй вариант: выборы. Я думаю, что мэрия может позволить себе такую «роскошь», как и проведение избирательной компании в силу вновь открывшихся обстоятельств вчерашнего дня. Заинтересованность к выборам проявляли такие граждане, как Огуль, Столяров, Гужвин-младший... возможно, Алексей Выборнов, хотя это крайне сомнительно.
Но как будет идти непосредственно раскладка избирательной компании , это вопрос уже второй. Другое дело, что если участковые избирательные комиссии останутся такими же, как сегодня, в этом случае будет очень трудно говорить, что именно астраханцы смогут избрать своего мэра.

– А вы в этой компании намерены участвовать, если она будет?
– Я в этой компании буду участвовать, как человек, который ставит перед собой задачу изменить ситуацию в городе.
– А по срокам она, получается, состоится тогда же, когда и президентские?
– Да, это будут совмещенные выборы. И это, на мой взгляд, скорее плюс, чем минус. Это означает, что их сможет провести областная избирательная комиссия, взяв на себя миссию муниципальной.
– В чем отличие?
– Когда у нас проходят выборы, их организуют те, кого избирают. Когда проходят выборы мэра, их организует муниципальный избирком, назначаемый мэром. Выборы в Облдуму организует облизбирком, назначаемый губернатором. Когда проходят федеральные выборы, их назначает руководство страны. Поэтому в данном случае интересней, конечно, чтобы муниципальные выборы проводила структура, на формирование которой имеет влияние не мэр.
– Такой сценарий возможен?
– Юридически – да. Потому что, если выборы совмещенные, то федеральные «главней», чем муниципальные. И соответственно, тогда вышестоящая избирательная комиссия будет формировать нижестоящую.
Другой вопрос, что и в этот раз у нас городские УИКи формировала вышестоящая комиссия. Но мы все равно наблюдаем подтасовку, причем в самом наглом, циничном и открытом виде.
– Планируете ли вы какие-то акции протеста по итогам нынешних прошедших выборов?
– Мы оценим ситуацию. Наши сторонники люди прагматичные. Они когда видят прагматичную цель, всегда готовы выйти. Вчера десятки тысяч людей вышли поддержать нас на выборы.
Когда прагматичной цели нет, наши люди предпочитают заниматься более полезными делами. Поэтому мы оценим ситуацию именно с точки зрения ее возможной реализации.













