В том, что голодовка против результатов выборов мэра произвела большой резонанс, сомневаться не приходится. Вопрос в другом – что дальше? Голодающих подгоняет время (здоровье не бесконечно), тогда как видео с участков все еще не поступило. И неизвестно еще, сколько времени займет суд.
Фактор голода

Конечно, тут нельзя не учитывать, что не все голодающие участвуют в акции с первого дня. Многие присоединились уже после 16 марта. Из-за этого ряд критиков отметили, что «астраханская голодовка представляет собой фальшивку»: мол, люди выбывают-присоединяются – так можно до бесконечности голодать. Тем не менее, такие обвинения мало чем обоснованы, потому что семеро из первоначальной десятки голодающих продолжают участвовать в мероприятии.
Сколько времени эти люди могут еще проголодать?
Науке известны случаи голодания до 40 дней. Впрочем, на последних стадиях организм голодающих уже давал сильные сбои. Логично предположить, что астраханская голодовка может продлиться еще две недели, вряд ли больше.
Фактор видео
Как уже было озвучено, участники голодовки намерены продолжать акцию «до победного финала». Собственно, что должно произойти за эти две недели, чтобы голодающие снова вернулись к нормальному питанию?
Сейчас главным сдерживающим фактором является отсутствие видео с веб-камер, установленных на избирательных участках. Всего изначально Олег Шеин запросил через Центризбирком видео по 116 участкам. 17 видео было получено. ЦИК уже отсмотрел эти материалы и нашел в них нарушения. Эти видеоматериалы уже поступили на руки голодающим и активно выкладываются в сеть (например, тут http://sergeykozhanov.livejournal.com/38744.html).
Комментарий «Пункта-А»:
Любопытно отношение к вердикту ЦИК, вынесенному по итогам просмотра видео с 17 участков. Некоторые критики голодовки высказали версию, что эти 17 участков – «это все, что удалось нарыть по выборам». Для отмены выборов надо доказать факт нарушений на 51 УИК (четверть от 203 участков, работавших в Астрахани в день голосования). Соответственно, отмены выборов не будет.
Впрочем, эти претензии опровергаются, например, тем, что один из 17 видеофрагментов попал в ЦИК ошибочно: запросили видео по УИКам №420 и 499, а «Ростелеком» ошибочно представил не запрошенные материалы по УИК №409 – но и там при просмотре обнаружились нарушения.
Примечательно, что еще одни критики голодовки высказывают другую версию: якобы, если в любом регионе взять и просмотреть внимательно видео с 60% веб-камер, то нарушения в любом случае обнаружатся.
Однако и тут согласиться с логикой непросто. Ведь в вердикте ЦИК речь идет отнюдь не о мелких нарушениях вроде не так опломбированной урны или не так рассаженных наблюдателях. Обнаруженные нарушения вполне конкретны. Например, на том же, случайно «затесавшемся» УИК №409 избирком увидел, как наблюдателям не дают смотреть на подсчет голосов, отказывают в пересчете и т.д.
Еще видео?
А что же с остальными 99 видео, которые запросили голодающие?
Тут, как выяснилось, также есть определенные нюансы, связанные с фактором времени. Дело в том, что у голодающих есть два способа заполучить это видео: либо напрямую от Минсвязи РФ, либо от ЦИК, который, в свою очередь запросит видео у Минсвязи.
– На первый взгляд может показаться, что первый способ проще, так как не включает дополнительное передаточное звено (ЦИК), – рассказал «Пункту-А» О. Шеин. – Однако на деле ситуация обстоит иначе. Дело в том, что Минсвязь может растянуть ответ на месяц (закон это позволяет). А ЦИКу они должны представить видео гораздо быстрее – в течение пяти дней. Конечно, в свою очередь, ЦИК также вправе растянуть переписку на месяц. Однако у нас сложились хорошие отношения с В. Чуровым. Я верю, что намеренно затягивать вопрос они не будут. Письмо с просьбой решить вопрос как можно оперативнее мы уже отправили.
Помимо этого имеет принципиальное значение еще один момент: Минсвязи представляет не само видео а дает электронным письмом ссылку, откуда его можно скачать. В суде такое письмо не может являться доказательством, и суд вправе усомниться в происхождении видеоматериалов. Если же мы получим видео через ЦИК, то к нему будет приложено документальное свидетельство о подлинности.
Фактор суда

– Мы сейчас всерьез размышляем о тактике, с которой будем выступать в суде, – пояснил О. Шеин. – Вариантов два: выступить с единым иском или раздробить дело по нескольким районам. Оба варианта связаны с определенными рисками. Так, если мы подадим единый иск и представим видео по 17 УИК, то наши противники могут быстро провести суд, признать, что «таки да, на 17 участках нарушения были, дело закрыто». Естественно, никакой отмены выборов в таком случае ждать не приходится. По итогам кампании 2009 года наши судьи уже доказали, что умеют работать на удивление быстро – тогда они управились за пять часов (потому что не стали слушать 64 из 70 приглашенных нами свидетелей).
Вариант с раздроблением иска может решить эту проблему, однако появляется другой риск: суды будут проходить в четырех городских районах, и вполне может оказаться так, что их назначат на один и тот же день в одно и то же время. Тогда нам попросту не хватит человеческих ресурсов, чтобы оказаться в четырех местах одновременно. Посему мы пока приняли решение перестраховаться и продолжаем ждать оставшееся видео.













