Единый день голосования 13 марта прошел и принес для астраханцев много неожиданностей – приятных и не очень. Так, читательница «Пункта-А» по имени Алиман отметила в комментариях к материалу «Енотаевка: Первые итоги», что впервые за ОЧЕНЬ много лет (с советского времени) она услышала поздравление с выборами. Что же, радость от итогов выборов – это уже большое достижение: демократия в действии. Но это точка зрения рядового избирателя. А что принесли выборы астраханским политикам?
Самовыдвиженцы начинают и выигрывают
Если рассматривать прошедшие выборы с точки зрения партийной борьбы, то можно сразу исходить из смелого вывода – не выиграл никто, все проиграли. Всего 13 марта прошло восемь выборов в районах, городах и селах Астраханской области. Из них единороссы сумели победить только в одних выборах.
Конечно, из некоторых источников, близких к оппозиции, звучат эмоциональные возгласы, что «отсутствие выигрыша «ЕР» – это уже победа оппозиции». Но это скорее бравада от безысходности. Всерьез так думать – лукавство, потому что реально ни справороссы, ни либерал-демократы (другие оппозиционные партии в этих выборах не участвовали) кресел не получили.
Более того, в некоторых случаях они даже и не пытались их получить: своих кандидатов на всех восьми выборах выдвинули только единороссы, а «эсеры» и ЛДПР предпочли попытать счастья лишь в некоторых состязаниях. Кто знает, если б эти партии были настойчивее, сколько кресел бы досталось им, а не самовыдвиженцам? Как говорится, «упущенная прибыль – это тоже убытки».
Что же касается тезиса, что «проигрыш «ЕР» = выигрыш оппозиции», то победители-самовыдвиженцы после выборов запросто могут вступить в эту партию (как, собственно и в любую другую). Соответствующие слухи об этом, как известно, уже пошли.
Третий путь Енотаевки
Конечно, главными и самыми интересными для анализа были и остаются выборы, прошедшие в Енотаевском районе, где оглушительную победу одержал кандидат-самовыдвиженец Сергей Михеев, 40-летний директор ООО «Мега+». Об этом кандидате широкой не-енотаевской общественности мало что известно. И это одно из серьезных упущений стратегов предвыборной гонки. Которые, сосредоточив все усилия на борьбе двух ключевых фигур (М. Анишко и С. Левшина), проворонили конкурента.
Однако, как сообщили источники «Пункта-А» в одном из предвыборных штабов, этот кандидат не появился «из ниоткуда»: его кампанию вели политтехнологи из Волгограда. Но и без этого Михеев и его предприятие известны в районе. В том числе и благотворительными проектами, которые осуществлялись, к слову, задолго до выборов. Например, местное еженедельное издание еще в 2008 году писало о том, как «Мега+» помогает местной спортивной и общеобразовательной школам, закупая для них оборудование.
Уроки для «СР»
Тем обиднее проигрыш для вчерашних фаворитов – кандидатов от двух «Россий» – «Единой» и «Справедливой».
О причинах отстранения от предвыборной гонки кандидатов-справороссов сказано уже достаточно: поводом для этого прискорбного события стали неверно оформленные документы при регистрации кандидатов. Конечно, сейчас сторонники «СР» пытаются выставить эту ситуацию, как козни единороссов. И, вероятно, отчасти это правда: без злонамеренной помощи сторонников «партии жуликов и воров» дело вряд ли бы дошло до финальной точки.
Но это не отменяет факта, что именно сами справороссы, подойдя к процессу регистрации халатно, предоставили своим противникам козыри для атаки против себя. Думается, на следующих выборах представителям всех партий (и партии власти тоже) будет особенно полезно лишний раз проштудировать выборное законодательство и проявить дотошность и грамотность в своевременном оформлении протоколов собраний первичных и местных отделений, протоколов партийных конференций, документов по выдвижению кандидатов, а что самое главное проверить заявленный и фактический состав своих отделений.
В конце концов, сторонники О. Шеина многократно доказывали, что умеют выигрывать суды – в том числе придавая своей позиции широкую огласку. Вероятно, если бы вовремя была опубликована, например, видеозапись, доказывающая, что злополучное заседание енотаевской партийной ячейки «СР» все-таки имело место, суду сложно было бы признать обратное, и Левшина бы не сняли. К сожалению, мы такой записи пока не наблюдаем.
Снятие справороссов: «враги» или безалаберность?
В связи с этим случаем в памяти всплывает похожий инцидент, произошедший полтора года назад на выборах парламента Харабалинского района. Тогда оказалось, что партия КПРФ неверным образом оформила документы на своих кандидатов – банальность, не нашлось толкового юриста. Из-за этого списку коммунистов было отказано в регистрации. Скандал разразился знатный. Естественно, в предвыборном ажиотаже никто не поверил в то, что целую партию отстранили от участия в гонке из-за «каких-то там бумажек». Сторонники теории заговора тут же начали бить в набат, что тут явно видна «волосатая лапа» коррупционеров из партии власти. Самое забавное, что когда новости об этом инциденте докатались до партийного руководства «ЕР», то во избежание роста анти-рейтинга партии было дано распоряжение, чтобы местная ячейка срочно ринулась помогать конкурентам из другой партии дооформить и подать пакет документов. По слухам, оформлением документов для КПРФ тогда занималась местная избирательная комиссия, и чуть ли не лично Владислав Виноградов – глава Харабалинского района, №1 в списке единороссов на тех же выборах.
Конечно, нельзя поставить знак равенства между «харабалинским» и «енотаевским» инцидентами. Но разве ни у кого не возникает недоумения, как так вышло, что в одних вопросах (снятие конкурентов с выборов) «ЕР» оказывается «всемогущим злым гением»? А в другом – гораздо более существенном – вопросе (с возможностью подтасовать итоги выборов, осуществить «вброс» фальшивых бюллетеней или как-то еще «подкрутить» статистику) эта же партия неожиданно «буксует»? А ведь отрыв С. Михеева от М. Анишко составил меньше 400 голосов. Странно, не так ли?
Уроки для «ЕР»
Просчеты этих выборов со стороны «Единой России» более явные. И самая главная из них – выдвижение Михаила Анишко кандидатом от партии.
– Изначально, еще осенью, когда предвыборная гонка только начиналась, у многих была иллюзия, что кампания пройдет спокойно и безальтернативно, – сообщил «Пункту-А» один из политологов. – И, естественно, самым вероятным кандидатом на победу смотрелся действующий глава, обладающий административным ресурсом и запасом «добрых дел», которыми можно было бы козырять перед электоратом. Фигур, открыто противопоставляющих себя районному главе, на тот момент попросту не существовало; открытое недовольство Михаилом Анишко никто не выражал. Никто тогда и не подумал провести предварительные соцопросы, чтобы узнать реальный рейтинг кандидата. Думаю, если бы это было сделано вовремя, то можно было бы увидеть, что порядка 70% электората настроены против Анишко и что в последние годы работа с населением практически не велась. Тогда можно было бы поменять кадидата на другого – возможно, даже того же С. Левшина, который на внутрипартийных праймериз вовсе не выдвигался. К слову, нового кандидата и «раскрутить» было бы проще, так как в этом случае можно было бы использовать фактор ожидания новизны.
Еще один просчет «ЕР» – тоже в области кадровой политики. «Пункт-А» уже писал, что партия допустила серьезный просчет, упустив из вида возможность ухода С. Левшина к конкурентам. Если бы участники команды Анишко неожиданно не превратились в его противников, выборы бы остались «безальтернативными».
Так что главным уроком этих выборов для руководства единороссов должно стать правило вдумчиво выбирать кандидатов. Если ранее приставка «единоросс» перед фамилией кандидата воспринималась чуть ли не как ваучер на победу, то теперь эта иллюзия доказала свою несостоятельность. Рейтинг «ЕР» – не всепобеждающий таран. Впрочем, для электората это хорошие новости: значит, кандидатами «Единой России» будут становиться достойные люди (а они там есть, это признал даже непримиримый О. Шеин, комментируя переход под его крыло С. Левшина и С. Ахметшина).
Последствия
Пока что партийные «боссы» «Единой России» не высказали своей позиции относительно плачевных итогов кампании в Астраханской области. Впрочем, забот московским партийцам хватает пока и без Астрахани.
Конечно, и Путин, и Грызлов прокомментировали итоги всероссийских выборов для «Единой России», как положительные. Но это не более, чем хорошая мина при плохой игре: они сообщили, что «показатели партии выросли по сравнению с голосованием в тех же регионах на выборах прошлого созыва» (то есть четыре-пять лет назад). Но тогда, в середине 2000-х партия власти как раз не «блистала», стабильно выдавая на выборах лишь по 25-30%. К слову, многие помнят, как в 2006 году на астраханскую политическую сцену неожиданно ворвалась «Партия пенсионеров», отвоевав у конкурентов (включая ту же «ЕР») сразу 10% электората – сейчас такое даже представить сложно. А вот по сравнению с показателями выборов прошлого года, нынешние результаты «ЕР» можно назвать «средненькими» (если не хуже), так что и Грызлов, и Путин предпочли о таком статистическом сравнении умолчать.
Вряд ли стоит сомневаться, что реакция центрального руководства «Единой России» на итоги астраханских выборов будет жесткой. Наш регион показал себя худшим в ЮФО. А возможно – и в стране. А уж соседство с Дагестаном, где единороссы набрали рекордные 70% (не известно, честно или нет – но ведь набрали!) и вовсе делает ситуацию почти невыносимой. Возможно, дело даже дойдет до кадровых перестановок в местном отделении «медведей».
Также велика вероятность, что и руководство «Справедливой России» не оставит без критики произошедшее в Енотаевке: Сергей Левшин имел близкие к 100% шансы стать первым не-единороссом во главе одного из районов области (что значительно бы увеличило рейтинг партии). То, что эта победа была упущена – большая потеря для партии. Впрочем, серьезных оргвыводов в отношении О. Шеина вряд ли последует – заменить его попросту некем.













