АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ПОЛИТИКА
Прошедшие в минувший вторник «нулевые» чтения проекта городского бюджета на 2013-2015 годы прошли бурно. «Пункт-А» обещал опубликовать стенограмму этого заседания. Исполняем обещанное.
Главные цифры: денег в бюджете все меньше
Начались «нулевые» чтения с выступления начальника муниципального казначейства Олега Лебедева, который представил вниманию парламентариев основные цифры проекта бюджета на 2013-2015 годы:

Падение доходов и расходов сразу на полтора миллиарда, собственно, и стало главным предметом обсуждения на совещании. Предвосхищая дальнейшие вопросы, Олег Лебедев пояснил, какие именно статьи расходов сократятся и насколько:

Город обирают регионалы и федералы
При перечислении расходных статей глаза депутатов все больше округлялись. Чтобы окончательно не ввести депутатский корпус в предынфарктное состояние Олег Лебедев быстро перешел к той части рассказа, где объяснил причины главных бед городской казны. Он представил депутатам еще один слайд – с информацией о том, как падает с каждым годом доля городского бюджета в общих доходах, которые генерирует Астрахань. «Пункт-А» уже публиковал эту таблицу, однако нелишне повторить:

Чтобы совсем уже было понятно, Олег Лебедев пояснил:
– Сумма доходов, которая будет собрана в Астрахани в 2013 году, составляет 32 250 млн. рублей. В том числе из этой суммы в федеральный бюджет будет перераспределено 12 788 миллионов (39,65%). В областной бюджет – 16 357 миллионов (50,72%). В городской бюджет будет направлено 3103 миллиона рублей (9,62%). При этом доля федерального бюджета в 2013 году увеличится на 7%, что объясняется изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве. В основном это перераспределение налога на добычу полезных ископаемых. Рост доли регионального бюджета объясняется передачей ряда полномочий на областной уровень (в первую очередь, здравоохранения). Однако переданные в бюджет нормативы превышают по объему реальные затраты на здравоохранение.
Конечно, нельзя не учитывать, что областной бюджет все-таки в итоге перечисляет часть средств обратно в город в виде безвозмездных перечислений. А именно:

Как пояснил Олег Лебедев, эти суммы также имеют изъян:
– На три года назначены практически одинаковые перечисления. Тогда как в ходе инфляции эти деньги будут обесцениваться. Это означает, что вся нагрузка из-за роста цен ляжет на городской бюджет.
Долги
Помимо этого, Олег Лебедев озвучил еще одну важную цифру – верхний предел муниципального внутреннего долга. В 2013 году этот лимит составит 2892 млн. рублей.
На этом выступление О. Лебедева завершилось. Началось обсуждение представленного проекта с депутатами. Первым свой вопрос озвучил Сергей Гаврилов. Он начал с частного:

Ответить взялся Лебедев:
– По-моему, ответ очевиден: ТОСы не являются обязательными полномочиями бюджета. А учитывая, что мы принимаем бюджет в условиях дефицита... Поэтому финансировать полномочия, которые не являются обязательными, мы можем только из профицитных средств или находить внебюджетные источники, чего мы пока не можем делать.
Надо сказать, этот аргумент про обязательные и необязательные полномочия впоследствии прозвучал на совещании многократно – в ответ на другие просьбы парламентариев включить или расширить ту или иную статью.
Впрочем, на этом этапе Сергей Гаврилов спорить не стал и озвучил свой второй вопрос – более общего характера:
– Вы представили расчет размера муниципального долга. А вы вообще планируете какие-нибудь меры по уменьшению объема долга?
– Это обязательный расчет, – ответил О. Лебедев. – Цифра, которую мы по закону обязаны представить. Фактически она приравнивается к собственным доходам и является расчетом верхнего предела. Сейчас мы не достигли этой величины. Запас есть.
Тут же последовал уточняющий вопрос из зала:
– В интернете, на официальном сайте госзакупок, была информация, что какой-то банк даст городу кредиты под 12-13%. Это при том, что область берет под 7-8%. Почему мы берем такие дорогие кредиты?
Однако городской казначей оказался готов к такому вопросу:
– Это распространенное заблуждение, которое транслируется в интернете отдельными деятелями. Область берет полугодовые кредиты под 7%, а наши кредиты берутся под два года. Все наши соглашения – их 83 – открыты, можете посмотреть на том же сайте госзакупок. Средняя их стоимость от 7,83% до 11,53%. Основная сумма в среднем под 9% на два года с погашением во втором годе. Стартовая цена аукциона выставляется действительно 12-13%, чтобы привлечь к торгам максимальное количество банков со всей России. В ходе торгов они играют на понижение ставки, и результаты по ставкам в итоге заметно ниже.

Депутатская безНАКАЗанность
Еще одна тема, которая не на шутку взволновала народных избранников – урезание депутатских фондов на исполнение наказов избирателей. Этот вопрос первым поднял зампред Гордумы Илья Житерев:
– В рамках какой программы будут исполняться наказы избирателей, если в 2013 году такая программа бюджетом не предусмотрена?
Ранее фонды на депутатские наказы проходили отдельной статьей в бюджете, однако в новом проекте такой статьи не оказалось. Впрочем, Олег Лебедев поспешил успокоить парламентариев:
– Мы предусмотрели финансирование в размере 28 млн. Это идет в бюджете не единой статьей, а постатейно в разных статьях расходной части. Так было сделано потому, что программы следует по закону расписывать по распорядителям бюджетных средств. Так требует бюджетный кодекс.
Однако Илью Житерева эти слова не только не успокоили, а даже наоборот:
– Я уверен, что в итоге такое расписывание по статьям приведет к тому, что деньги на наказы растворятся в текущих потребностях распорядителя. Например, нужно будет направить помощь школе, депутат обратится в управление образования – а ему там ответят "денег нет". Мы это уже проходили.
Впрочем, отвечать зампреду на эту претензию никто не стал. Зато к спору подключилась депутат Наталья Афанасьева, которая обратила внимание на то, что денег на наказы выделено меньше, чем обычно. Раньше депутатам на исполнение наказов давали по миллиону на каждого (то есть, в сумме 35 миллионов). Нынешние 28 млн. рублей означают, что фонд наказов был урезан на 20% и составит по 800 тыс. рублей на каждого парламентария. Наталья Афанасьева решила обратиться напрямую к Михаилу Столярову, который также присутствовал в зале:
– Михаил Николаевич, всегда размеры депутатского фонда по наказам избирателей определялась на совещании с депутатами. Возможно, я пропустила это совещание. Так что прошу ответить, когда было принято решение урезать на 20% размер депутатского фонда на исполнение наказов?
М. Столяров не стал отвечать на частный вопрос, а сразу перешел к общему. Он пояснил, что изменилась сама стратегия формирования бюджета:
– Сегодня вам представлен проект РЕАЛЬНОГО бюджета. Реального, а не какого-то "нарисованного". Учтены пожелания депутатов, общественных организаций, руководства области и города. И поэтому проект расходов исходит из проекта доходов. И в первую очередь финансируются те расходы, которые определены нам федеральным законом №131. Далее из оставшейся части деньги делятся пропорционально, исходя из приоритетности. Других средств нет. Можно их нарисовать, но они все равно не будут реализованы. То, что, фактически, и происходит в этом году.

... "Сегодня вам представлен проект РЕАЛЬНОГО бюджета. Реального, а не какого-то "нарисованного" ...
Впрочем, как оказалось, Н. Афанасьева была настроена не против сокращения фондов на наказы, но протестовала против того, что депутатов не предупредили заранее об этом сокращении:
– Почему мы узнаем о сокращении в последний момент? Специалисты городского казначейства говорят, что «списки наказов надо было подавать в июне». Но в июне с нас списки наказов не требовали. И уж тем более, никто не сказал, что наказы надо сократить с миллиона до 800 тысяч на каждого депутата. Я не против такой постановки вопроса: сказали бы, "надо 800", мы бы поработали и сократили списки наказов, предупредили бы избирателей, умерили бы просьбы. А теперь мы предстаем перед людьми пустозвонами. Мы должны теперь выходить в народ и говорить: "Извините пожалуйста. Ну вот бюджет на фонтаны нашел 33 миллиона, еще на что-то нашел миллион, а на вас у бюджета денег нет и не будет".
Михаил Столяров от такой постановки вопроса пришел в негодование:
– А у нас с вами что, разные избиратели? Одни и те же – горожане.
– Мы с вами члены одной команды. И делаем одно общее дело. И если на нас, членов этой команды, городское руководство вот так вот демонстративно не обращает внимание, то...я не знаю.
– Я сам трепетно отношусь к наказам. Я сам был депутатом, – продолжил мэр. – Но это все равно незащищенная статья расходов. Наказы – это те же самые мероприятия, которые мы делаем с вами в повседневной жизни: образование, ЖКХ, дороги...

Впрочем, депутатов это объяснение не успокоило: одно дело, когда сам депутат обещает «починить забор», и он чинится – и совсем другое, когда «забор» чинит мэрия. В зале поднялся шум. Олег Лебедев поспешил успокоить народных избранников, пообещав дополнительные деньги осенью.
– Мы уменьшили фонд наказов на 80%. Но мы готовы осенью, смотря по тому, как будут собираться доходы, добавить средства, чтобы у каждого депутата был фонд в размере миллиона рублей.
Тем не менее, депутаты продолжили шуметь. Это бы продолжалось еще долго, если бы с примиряющими словами не выступил председательствующий – Фархад Туктаров. Он попылался успокоить коллег:
– Сейчас у нас с вами нулевое чтение. Мы рассматриваем только три цифры, которые в следующий четверг будем принимать на Думе в первом чтении. Все конкретные претензии – в том числе по фондам на наказы избирателей – будут рассмотрены позже.
Расходы на администрацию
Однако урезонить парламент все-таки не вышло. Масла в огонь подлил Сергей Гаврилов, который задал Олегу Лебедеву каверзный вопрос:
– Наказы сократили на 20%, а расходы на администрацию наоборот увеличили. В бюджете 2012 года было около 220 млн. А теперь 234 миллиона. Объясните, пожалуйста.
Городской казначей тут же принялся перебирать бумаги, пытаясь найти цифры, которые привел Гаврилов. Тем временем ответить депутату попытался Михаил Столяров:
– Во-первых, с 1 января предполагается увеличение зарплаты бюджетников. Все что касается остальных расходов, то никакие машины мы не собираемся покупать и не покупаем. Администрация города на протяжении всего последнего времени ведет работу по оптимизации расходов. Мы уже дважды оптимизировали численность аппарата. И будем делать это впредь. Так что речь идет не об увеличении, а о сокращении.
Тем временем Олег Лебедев, покопавшись в бумагах, не нашел исходную цифру по 2012 году. Поэтому он обратился к Сергею Гаврилову со встречным вопросом:
– Вы где взяли информацию, что расходы на администрацию в текущем году составляют 220 миллионов? Откуда такая цифра? С сайта Шеина? Вот передо мной бумаги: у нас было 552 миллионов по первоначальному проекту бюджета (утвержденному 1 декабря 2011 года еще при Боженове – прим. ред.). Фактическое исполнение составит 368 миллионов. И туда входили расходы: на службу по техническому обслуживанию (26 млн), на автобазу (74 млн.), на пресс-центр (3,4 млн.) и т.д. На 2012 год мы предлагаем 234 миллиона. Где же вы тут видите увеличение расходов на аппарат?
– Все правильно, вы приводите цифру «с автобусами», – парировал Гаврилов. – А если без них?
– А у нас и сейчас автобусы туда входят – в эти 234 миллиона!, – заявил Лебедев. – Их невозможно в другую статью прописать!
Тут с веским словом в спор вступил Михаил Столяров:
– Вы, Сергей Юрьевич, очень важный вопрос задали. Все правильно. Если вы где-то видите, что расходы на аппарат раздуты, скажите мне. Я ярый противник аппарата. Но в проекте бюджета на 2013 год этого нет. Если это есть в бюджете 2012 года, который был сформирован до того, то мы ведем работу по сокращению уже в этом году.














