АСТРАХАНЬ - НОВОСТИ - СОБАКИ - ОТСТРЕЛ
Астраханские блогеры на днях отпраздновали победу над «изуверами» из астраханской мэрии: скандальный пятимиллионный тендер на уничтожение 16,5 тысяч бездомных собак под давлением общественного мнения был снят с сайта госзакупок. Впрочем, как оказалось, выиграть битву – еще не значит победить в войне. Пока в Астрахани интернет-активисты тешили чувство собственной значимости, дискуссия о том, что делать с бездомными сворами развивалась дальше и свернула совсем уже в живодерское русло.
Народ против своры
Что делать с бездомными собаками? Согласно опросу интернет-издания «Взгляд», 47,5% отвечающих на этот вопрос дают однозначный ответ «Уничтожать». Цифра пугающе многочисленная – почти половина из более чем 13-тысячной армии ответивших. Возможно, такая кровожадность наших сограждан – следствие недавнего скандала, когда свора бездомных собак в Омске загрызла насмерть 10-летнюю девочку.
Оставшаяся половина респондентов разделилась на две половины: 28% за то, чтобы собачки попадали в приюты, 22% за то, чтобы четвероногих стерилизовать. Если считать в совокупности, то «гуманистов» все-таки больше, чем «живодеров», но...
На правах беззакония
Главный козырь сторонников гуманного решения проблемы – то, что Госдума РФ приступила к рассмотрению профильного закона «Об ответственном обращении с животными», в котором определяется, что ограничивать численность диких четвероногих нужно, не прибегая к их убийству.
Странно, но большинство доморощенных экологов рассказывают об этом законе так, как будто он уже практически принят. Но, как показали вчерашние парламентские слушания по этому законопроекту, ситуация с «ответственным обращением с животными» гораздо сложнее.
Итак, закон был внесен в ноябре группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по охране природных ресурсов Евгением Туголуковым. Сейчас проект готовят к первому чтению. Речь в нем идет далеко не только о бездомных собаках, но и вообще о домашних животных и цирковых зверях. О которых, кстати, в законе написано значительно больше.
Что же касается диких зверушек, то, как отмечают скептики, предлагаемые меры по регулированию их численности грешат массой недоработок. Например, предлагая заменить уничтожение бездомных животных на содержание в приютах с последующей стерилизацией, авторы законопроекта совершенно не конкретизируют, в какие суммы обойдется этот гуманизм и кто за него будет платить. А ведь это площади и персонал. К тому же, каждая операция по стерилизации обходится на порядок дороже, чем смертельная инъекция (стрелять в животных уже давным-давно нельзя – ст. 245 УК РФ).
В проекте закона прописано, что муниципалитеты могут (но не обязаны) устраивать питомники. Естественно, они этого делать не будут – из финансовых соображений, в первую очередь.
Сердобольное слово «приют» не должно обманывать граждан. На практике это означает пункты для «тихого» уничтожения животных с помощью «гуманных» инъекций – эдакие лагеря смерти. В США и Великобритании животных держат в приютах от пяти дней до двух недель, а затем - смертельный укол.
Собака, как охотничий трофей
Новые предложения от том, как еще можно «ответственно» относиться к животным прозвучали и от «партии живодеров». Замначальника управления нормирования, регулирования и использования животного мира Кировской области Марина Дядькина предложила:
– Стаи бродячих кошек и собак, живущих за городом, давно пора приравнять к «охотничьим ресурсам» и разрешить отстреливать их наравне с кабанами и лисами, как это уже сделано в Самарской области. Такие жесткие меры необходимы, поскольку пригородные территории (например, садовые участки) превратились уже в заповедники для одичания собак.
По сути, г-жа Дядькина предложила собравшимся отменить действие статьи 245 УК РФ на некоторых отдельных территориях.
Впрочем, против этого «собачьего сафари» резко выступил присутствовавший на парламентских слушаниях известный дрессировщик Эдгар Запашный. По его словам, выдавать такие разрешения недопустимо, ведь в результате многие охотники будут массово вывозить собак и кошек в охотничьи угодья и там расстреливать для потехи.
Приют «Освенцим»
Тем не менее, приемлемой альтернативы истреблению диких стай, по-видимому, пока не найдено. Предложение содержать пойманных животных в приютах, по признанию специалистов, не так уж и гуманно, как может показаться поначалу. Сердобольное слово «приют» не должно обманывать граждан. На практике это означает пункты для «тихого» уничтожения животных с помощью «гуманных» инъекций – эдакие лагеря смерти.
Такие приюты для бездомных собак действуют в США и Великобритании. Там животных держат в приютах, по нормам законодательства, от пяти дней до двух недель, а затем делают смертельный укол. Количество истребленных таким образом животных не афишируется. Однако по данным за 2004 год, в США было усыплено 5 млн. четвероногих.
Так что разница между уничтожением сразу на улице или в приюте измеряется считанными днями отсрочки. Конечно, теоретически остается шанс, что животное спасут от смерти и приютят некие добрые хозяева, но на практике он довольно эфемерен. А платить весьма серьезные деньги за, по сути, успокоение народного милосердия российские власти вряд ли захотят.













