Почти год разные издания строят догадки относительно того, почему экс-премьер Константин Маркелов покинул свой пост, как складываются отношения бывшего чиновника с губернатором Александром Жилкиным и почему он решил стать ректором АГУ. Мы решили не гадать на кофейной гуще. Обо всём этом и многом другом мы спросили Константина Алексеевича лично. Разговор получился долгим, обширным, поэтому мы публикуем его в нескольких частях.
- 12 лет работы в правительстве - это солидный срок, и понятное дело, решение об уходе из кабмина принято не сиюминутно. Какова же была причина увольнения?
- Скажу сразу: меня не уволили - я ушёл по собственному желанию. Я не скрываю, что собирался уходить ещё в 2015 году, и даже написал заявление на увольнение, но тогда Александр Александрович попросил меня остаться. Мой уход - это выверенное согласованное решение. Когда становишься крупным руководителем, перед тобой ставят определённые задачи. После того, как всё задуманное в большей степени исполнено, наступает этап переосмысления - нужно двигаться дальше, иначе просто-напросто не хватает драйва и наступает стагнация. Я убеждён, что 8-10 лет для достижения поставленных целей достаточно. 12 - это максимум, сколько можно просидеть на одном месте. У меня так и складывается в жизни: больше восьми лет я нигде не работал, кроме как в кабинете министров.
Во-вторых, в последние два-три года мы в правительстве занимались вопросами выстраивания новой социальной политики, оптимизации ресурсов и экономии бюджетных денег. В это время принималось много непопулярных решений, за что мне, как руководителю кабмина, приходилось брать ответственность на себя. Хотя эти решения принимались коллективно, с участием общественных структур и депутатского корпуса, негатива в адрес правительства избежать было невозможно. Чтобы снизить градус недовольства, я пошёл на такую меру, как отставка. Если это помогло региону в непростое кризисное время, я рад. Уже сейчас, придя на новое место, я понимаю: жалко, что не ушёл раньше.
- А не обидно, что некоторые оппозиционные силы спекулировали на вашей отставке, утверждая, что это их заслуга?
- Всегда найдутся те, кто захочет на каком-то событии, позитивном или негативном, сделать себе политические очки. Многие «примазываются» к хорошим результатам, а негативные решения, наоборот, критикуют, указывая на недостатки власти. К сожалению, от этого никуда не денешься, и я к таким вещам отношусь спокойно. Могу сказать честно: на мою отставку никакие политические силы не повлияли.
Конечно, недовольных всегда полно, да и признаться честно, не всё за эти годы удалось сделать. Где-то не хватило средств, где-то - настойчивости, где-то сработали объективные причины. Нас с Александром Александровичем всегда критиковали за то, что мы ставим себе слишком высокую планку и много обещаем. Однако мы это делали специально. Когда планка намеренно занижена, то и сделать удаётся мало. Чем труднее задачи, тем выше результат. В менеджменте успешной командой признаётся та, что из ста стартапов довела до положительного результата десять. Однако и это большая редкость - обычно успешных проектов один-два.
- А какие сейчас у вас отношения с Александром Александровичем? Помню, после вашего ухода многие журналисты чуть ли не с лупой рассматривали фотографии с публичных мероприятий, пытаясь вас найти неподалёку от губернатора.
- Сейчас у нас с ним хорошие отношения, впрочем, как и всегда. Мы с ним никогда не ссорились: у нас как были добрые человеческие отношения, так они такими и остались. Более того, за этот месяц, что я нахожусь в должности руководителя АГУ, мы уже раза три-четыре встречались с Сан Санычем, чтобы обсудить перспективы развития университета. Губернатор готов поддерживать вуз и меня в качестве ректора, так что у нас с ним есть полное взаимопонимание.
- Многие считали, что у вас есть губернаторские амбиции. Да и вы всячески поддерживали свою популярность за счёт грамотного пиара. А что сейчас? Не метите в губернаторы?
- У меня таких планов нет, да и губернатор у нас вроде пока никуда не уходит. А вот планы по выборам есть: мне предстоит процедура избрания на пост ректора. Это тоже очень серьёзная кампания, потому что ректора выбирают всем коллективом. Я очень хотел бы, чтобы меня избрали. Когда пройдут выборы, я не знаю — их назначает Минобрнауки РФ, однако к ним я уже начал готовиться и очень надеюсь на поддержку факультетов.
(Продолжение следует)