Перечень вакансий медицинских специалистов в сельских районах регионах не уменьшается.
Эти публикации в местных СМИ попались на глаза почти одновременно. И касались одной темы. Но вот тон, заложенный в заголовках… Первая публикация: «В Астраханской области активно реализуются государственные программы, направленные на ликвидацию кадрового дефицита в медицине». Вторая: «В медучреждения удаленных районов Астраханской области требуются специалисты». В одной – уверенность, в другой – завуалированная просьба: ребята, подсобите.
С подсоблением (то есть с привлечением) квалифицированных медицинских кадров в лечебные учреждения сельских районов Астраханской области работают не одно десятилетие. Подключен широкий административный ресурс – от профильного министерства до исполнительных органов власти всех уровней. Недавний пример – из Ахтубинского района. В муниципалитете наблюдается острый дефицит врачебных кадров. По договоренности облминздрава с главой района Владимиром Михедом на север региона отправились семь ординаторов, а в качестве жилья им предоставили номера в гостинице.
Прирастают корнями
Но это – решение оперативного характера. Для систематической работы задействован ряд федеральных и региональных программ поддержки медицинских кадров в сельской местности. И одними из важных считаются две – «Земский доктор» и «Земский фельдшер».
Справочно
Федеральная программа «Земский доктор» была запущена в 2012 году (в Астраханской области фактически функционирует с 2014 года). По окончании первого срока ее реализации была создана аналогичная программа, но в поддержку среднего медицинского персонала – «Земский фельдшер». С 2020 года вторая программа была расширена – за счет медсестер и акушерок.
По заверению представителей облминздрава программы доказали свою эффективность временем – за 10 лет по ней в астраханскую глубинку отправились более 650 медицинских специалистов, большинство - врачи. Количество включающихся в программы неуклонно растет, повышается доступность медпомощи для сельчан.
«Анализ действенности программ позволяет сказать – они выполняют свою функцию, - сказала в телеэфире «Астрахань 24» начальник отдела кадровой политики и государственной гражданской службы министерства здравоохранения АО Татьяна Волкова. - Две трети специалистов, участвовавших в программе, образно говоря, прорастают корнями в местную землю и остаются там работать».
Основной магнит программ – единовременная компенсационная выплата за переезд в сельскую местность и работа в ней не менее пяти лет. Первоначально она полагалась в размере 1 млн рублей врачам и 500 тыс. рублей - фельдшерам. С 2020 года выплаты увеличились в зависимости удаленности от своеобразной «большой земли»: у врачей - до 1,5 млн рублей, фельдшеров – до 750 тыс. рублей.
Условия участия также неоднократно менялись, расширяя круг потенциальных претендентов на вакансии. Раздвигались возрастные границы и увеличивался список медицинских специальностей тех, кто может подать заявления. Если раньше, чтобы получить выплату, необходимо было переехать в район, в котором никогда прежде не жил, то сейчас молодой сельчанин, обучавшийся в АГМУ или Астраханском медколледже, может вернуться на свою малую родину и также претендовать на «подъемные».
Эффект гидры
В общем, программы, по мнению облминздрава, успешно функционируют. Так почему же на недавнем заседании комиссии региональной Общественной палаты по вопросам территориального развития и местного самоуправления говорили о серьезной недоступности или несвоевременности оказания медпомощи на селе?
«Оказание первичной медико-санитарной помощи – на сегодня самая проблемная часть здравоохранения в сельской местности, - сказала присутствовавшая на заседании первый заместитель областного министра здравоохранения Светлана Смирнова. - Здесь много составляющих наложило свой отпечаток, в том числе и эта ковидная история, которая за два с половиной года нанесла урон нашему первичному звену здравоохранения и привела к оттоку медицинских кадров из-за колоссальной нагрузки».
Также на заседании было сообщено, что в настоящее время в регионе не хватает более 230 специалистов, из них половина - на селе. А также в 12 ФАПах (большинство – недавно возведенные) нет врачебных кадров, чтобы эти медицинские объекты функционировали.
И самое главное – как быть с перечнем вакантных должностей медработников в медицинских организациях и их структурных подразделениях в сельской местности, при замещении которых осуществляются те самые единовременные компенсационные выплаты? Он каждый год публикуется на официальном сайте облминздрава, и численность вакансий, несмотря на ободряющую цифирь земских программ, практически не меняется:
2018 год – 102 вакансии
2019 год – 94 вакансий
2020 год – 96 вакансий
2021 год - 101 вакансия
2022 год – 97 вакансий.
Словно наблюдаешь эффект мифологической гидры: чем больше программы закрывают кадровых брешей, тем больше этих брешей становится. Или, может, всё не так гладко, как выглядит в отчетах? Так, в СМИ сообщалось, что в 2021 году, благодаря программам, закрыли вакантные должности анестезиолога-реаниматолога в Володарской РБ и участкового терапевта в Тумакской участковой больнице. А в опубликованном недавно реестре оставшихся вакансий на этот год обе эти должности фигурируют.
Может, одной компенсации недостаточно?
Не хочется акцентировать внимание на определенных моментах, которые не придают приглядности программам – например, с долгим оформлением бумаг по предоставлению компенсации или вообще невыплаты положенных денег (ПУНКТ-А в свое время писал о таких случаях). Это все же эпизоды, не затеняющие действительно положительную картину проделанной работы по решению кадрового медицинского дефицита на селе. Но если в начале 2022 года в перечне вакансий значатся 97 позиций, а за два месяца до нового года в нем оказывается не заполнена почти половина (44 позиции) – не означает ли это, что одного миллиона для привлечения на сельские просторы уже не достаточно?
Кстати, 2023 год – заключительный год в новом этапе реализации программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Может, к новому периоду придумают еще какие-нибудь действующие стимулы работать медикам на селе?
P.S. По недавнему сообщению портала Лента.Ру, в 2022 году в некоторых регионах России сократили объем средств для выплат по земским программам. Правительство перераспределило между субъектами РФ невостребованные деньги. Общая сумма выделенных средств на программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» составляет свыше 5,9 млрд рублей. Деньги продолжат выплачивать, но рассчитаны они будут на меньшее количество участников программ в регионах. Интересно, Астраханской области что-нибудь перепадет?
Вакансии медицинских специалистов в сельских районах Астраханской области, которым положены компенсационные выплаты (данные на ноябрь 2022 г.)
Ахтубинский район:
поликлиника Ахтубинской РБ – требуются анестезиолог-реаниматолог, врач-эндокринолог;
поликлиника Болхунской участковой больницы – участковый терапевт;
отделение скорой медицинской помощи Ахтубинской РБ - фельдшер скорой медицинской помощи.
Володарский район:
поликлиника Володарской РБ – кардиолог;
отделение анестезиологии-реанимации Володарской РБ - анестезиолог-реаниматолог;
отделение скорой медицинской помощи Володарской РБ – участковый педиатр;
Тумакская участковая больница – участковый терапевт.
Енотаевский район:
поликлиника, хирургическое отделение Енотаевской РБ - анестезиолог-реаниматолог, эндокринолог;
поликлиника Енотаевской РБ - травматолог-ортопед;
Никольская участковая больница - фельдшер скорой медицинской помощи;
фельдшерско-акушерский пункт с. Сероглазка - заведующий ФАП – фельдшер;
ЗАТО Знаменск:
поликлиника городской больница - акушер-гинеколог;
Икрянинский район:
Житнинская участковая больница – участковый педиатр, врач общей практики;
Оранжерейнинская участковая больница – врач общей практики;
офис врача общей практики в с. Маячное – врач общей практики;
поликлиника Икрянинской РБ - анестезиолог-реаниматолог;
Краснобаррикадненская участковая больница – невролог;
фельдшерско-акушерский пункт пос. имени Зверева – заведующий ФАП –фельдшер.
Камызякский район:
поликлиника Камызякской РБ – хирург, участковый педиатр;
отделение скорой медицинской помощи Камызякской РБ – фельдшер скорой медицинской помощи;
Травинская районная больница № 2 с. Образцово-Травино - фельдшер скорой медицинской помощи;
Красноярский район:
детская поликлиника Красноярской РБ - врач скорой медицинской помощи;
поликлиника Красноярской РБ – участковый терапевт, участковый педиатр, стоматолог, рентгенолог;
кабинет врача общей практики пос. Верхний Бузан - врач общей врачебной практики;
кабинет врача общей практики пос. Бузан - врач общей врачебной практики.
Наримановский район:
врачебная амбулатория с. Волжское – участковый терапевт;
поликлиника в с. Солянка - врач-терапевт участковый.
Буруновская участковая больница – участковый педиатр;
отделение скорой медицинской помощи Буруновской участковой больницы - фельдшер скорой медицинской помощи.
Приволжский район:
Амбулатория Приволжскойя РБ – участковый терапевт, участковый педиатр;
отделение скорой медицинской помощи (врачебная бригада с. Яксатово, мкр «Юность» - врач скорой медицинской помощи;
фельдшерско-акушерский пункт с. Веселая Грива - заведующий ФАП - фельдшер.
Харабалинский район:
педиатрическое отделение Харабалинской РБ - педиатр;
врачебная амбулатория с. Вольное – участковый терапевт.
Черноярский район:
поликлиника Черноярской РБ - анестезиолог-реаниматолог;
отделение скорой медицинской помощи Черноярской РБ - фельдшер скорой медицинской помощи.
Фото: министерство здравоохранения АО, promedika30.ru