– Ольга Александровна, с чем Вы подошли к дате выборной конференции?
– С пониманием того, что реально необходимо нашему Университету для совершенствования его работы, с детальной программой развития нашего ВУЗа и уверенностью в поддержке большей части нашей университетской семьи. Почему я уверена в своей программе и планах работы? Потому, что программа основана не только на собственном опыте многолетней работе в Университете. Она была серьезно доработана по результатам моих встреч с коллегами на кафедрах, в подразделениях университета и со студентами. Почему я уверена в поддержке? О ней я услышала на встречах с людьми, прочитала в их глазах.
– Ольга Александровна, честно, никогда такого не было, чтобы выборы ректора вуза вызывали столько общественного интереса. Ведь это вопрос сугубо профессиональный, корпоративный. А тут прямо настоящая избирательная кампания. Слухи про кандидатов ходят. Про вас, например, говорят, что вы пользуетесь протекцией супруга (Александр Башкин, сенатор Совета Федерации – прим. ред.).
– Не знаю даже, как такое комментировать. Это настолько далеко от реальности, что слов нет. Я выросла в семье медиков, всю жизнь посвятила защите здоровья детей и нашему Университету. И замуж выходила не за депутата или сенатора, а за однокурсника, молодого аспиранта. И с первых дней семейной жизни все делала самостоятельно. Сама защищала кандидатскую и докторскую, сама совершенствовалась как преподаватель вуза и врач, воспитывала своих учеников. Под моим руководством защитились 17 кандидатов и докторов наук. Опубликовано более 200 научных работ, получено 15 патентов на изобретения. Мои первые пациенты уже благополучно выросли, сами стали родителями и приводят ко мне своих деток.
Если бы я дожидалась, пока мой муж станет сенатором и начнет мне помогать, ничего бы этого не было (смеется). Вместе с тем мне очень нужна поддержка семьи, мужа, детей, потому что важные вещи мы привыкли обсуждать, и поддерживать друг друга в любых вопросах.
Думаю, что повышенное внимание к выборам ректора медицинского Университета это закономерное следствие того, что сейчас очень большие требования со стороны общества и руководства страны предъявляются ко всему здравоохранению. Сами посудите: в президентской стратегии развития России из 12 нацпроектов – первым идет «Здравоохранение». И у нас в регионе ВРИО губернатора Сергей Морозов ведущим стратегическим направлением в работе обозначил медицину, объявив 2019 год – Годом здоровья.
Нет ничего удивительного, что людей интересует вопрос: кто встанет во главе медуниверситета. Ведь от качества подготовки врачей зависит, справимся ли мы с задачами, которые перед нами ставит правительство и сама жизнь.
– А что это за задачи?
– Увеличить продолжительность и качество жизни. Вы разве не обратили внимание, как сильно за последние годы поменялась медицина? Появились новые возможности, препараты, оборудование, методики, инструментальные и цифровые технологии. И одновременно – выросли требования к врачу. Причем, как со стороны пациентов, так и со стороны власти. Но основные перемены еще впереди. Особенно это актуально для врачей первичного звена – тех, кто на передовой общения с пациентами, в поликлиниках и сельских ФАПах. Им сейчас труднее всех приходится. Врач уже не может работать по старинке: «Вот вам, больной, список анализов: сделайте анализы крови, УЗИ, ФГДС, ЭКГ – езжайте в райцентр, собирайте. Приходите через две недели». Сейчас нужно уметь самостоятельно, прямо на месте, провести ряд исследований, поставить диагноз и назначить правильное лечение даже в маленьких селах, поселках, деревнях. Максимальное приближение медицинской помощи к населению, доступность и качество – вот требования времени.
– Для пациента такой подход, конечно, удобен. Особенно для сельского. Но ведь нельзя забывать и о враче, от которого теперь требуют уметь все и сразу, как «человек-оркестр»… Кто о враче подумает?
– А как иначе решить важнейшую задачу: снизить смертность и увеличить продолжительность жизни? Мы многое в последние годы сделали в этом направлении. За 20 лет детская смертность в Астраханской области снизилась втрое – и все равно пока еще остается выше, чем в среднем по ЮФО. Увеличилась продолжительность жизни. Но мы уперлись в определенный предел. И чтобы его преодолеть, конечно, нужно специальное оборудование и технологии, но надо учиться и работать по-новому, Нужно по-новому готовить кадры, внедрять новые учебные программы, которые соответствуют меняющемуся профессиональному стандарту. Развивать новые направления, например, востребованную сегодня реабилитационную медицину, паллиативную помощь и многие другие. Наверное, правильно развивать и высокоспециализированную высокотехнологичную помощь, и поддерживать стремление врача овладеть несколькими спецификациями. И думать про врача: где он будет жить, как содержать семью, решать свои насущные проблемы.
– Да, при таком подходе это будет восприниматься не как «человек-оркестр», а как норма.
– Я сама в свое время такое прошла, когда после института начинала работать врачом - старшим лаборантом под руководством профессора Галины Моисеевны Слуцкой. Галина Моисеевна позволила мне одновременно обучаться не только лабораторным иммунологическим методикам, но и функциональной диагностикой, и одновременно – совмещать работу врача в отделениях Областной детской больницы. В те годы такая система подготовки не имела специального названия. А сейчас оно появилось: «индивидуальный образовательный дизайн». Именно по этой системе работают сегодня передовые медицинские вузы, такие как Сеченовский университет, где мне посчастливилось защищать докторскую диссертацию. Цель одна: не просто набрать 100 абитуриентов и выпустить 100 специалистов «под копирку» – а расширить горизонты молодых врачей, получив после выпуска «штучный продукт»: специалистов с набором уникальных навыков.
– А в Астраханском медуниверситете уже началась перестройка программ обучения под индивидуальный образовательный дизайн?
– Да, у нас многие кафедры получили такое задание и сейчас работают в этом направлении. Это одна из главных задач, которую я ставлю перед собой в будущей работе. И я знаю, что мои коллеги по университету понимают и поддерживают эти идеи. А значит, вместе мы вернем астраханской школе медицины заслуженный статус одной из передовых в стране. Мы можем и будем работать лучше, готовить хороших врачей, фармацевтов, психологов и других специалистов, которые так нужны сегодня обществу. Вот поэтому я решила идти на выборы ректора.
*****************************************
В начале материала мы обещали озвучить результаты социологического исследования, которое на протяжении последних двух недель, с 9 по 20 января, проводилось среди сотрудников и студентов АГМУ, а также представителей медицинского сообщества. Исследование показывает реальный рейтинг кандидатов на должность ректора ФГБУ «Астраханский государственный университет»:
- · Башкина О. А. – 59%
- · Джуваляков П. Г. – 23%
- · Костенко Н. В. – 6%
- · Не смогли определиться – 12%