Русские народные инструменты в католическом храме – что-то, на первый взгляд, странное. Но это будет не кадриль или «Калинка», а самая серьезная классика.
«Необыкновенная классика» - так и называется концерт, который пройдет в это воскресенье, 23 октября в костеле. Организует его Благотворительный фонд «Возрождение Астраханского Органа». Органные концерты в храме давно полюбились астраханцам. А вот другие инструменты-участники удивят даже бывалых зрителей.
Концерт Марчелло для гобоя прозвучит в исполнении органа и баяна. В концерте Солера для двух органов одну из партий также исполнит баян. Вместо альта произведения Генделя сыграет домра. Даже известная мелодия Скорика из советского фильма «Последний перевал» прозвучит в исполнении не скрипки, а домры.
И только мандолина будет играть то, что было написано века назад именно для нее. Концерт, кстати, изначально задумывался именно для нее, уже потом пришла идея расширить список инструментов.
Это - настоящая неаполитанская мандолина, сделанная в 1907 году в мастерской Калаче, итальянского композитора, виртуоза-мандолиниста, мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Ее принесли в Астраханскую консерваторию внуки, сказали: дедушка играл, он умер, а мы не знаем, что с ней делать
Необычные концерты уже звучали в астраханском костеле. Орган с гитарой, народная музыка из разных уголков мира на этнических инструментах. Руководитель фонда (она же исполнитель партии органа) Наталья Фомичева продолжает экспериментировать.
Насколько удачен этот эксперимент – вы можете узнать, придя в воскресенье на концерт. На наш взгляд – абсолютно удачен. Практика переложения партитуры для другого инструмента далеко не нова. «Например, тот же Бах написал концерт для скрипки – а скрипача не нашли. Не пропадать же музыке? И сам Бах многие свои вещи поручал играть другим инструментам, - рассказывает лауреат всероссийского и международных конкурсов Сергей Соколов (домра, мандолина). – Это была традиционная практика. И впоследствии исследователи по фортепианному концерту, например, восстанавливали утерянный скрипичный. Я иногда сам удивляюсь, как барочная музыка хорошо звучит на любых инструментах. Потому что она написана универсальным языком».
А так называемые русские народные инструменты уже давно перестали быть чисто народными, превратившись в профессиональные, академические, на которых исполняют самый разнообразный репертуар. «Когда наши инструменты стали преподаваться в консерватории, а это случилось не так давно, в середине прошлого века, они получили название народных, - говорит Сергей. – Но прошло полвека – и сейчас в Москве, в Гнесинской академии, переименовали кафедры. Вместо кафедры народных инструментов там теперь две: кафедра баяна и аккордеона и кафедра струнных щипковых инструментов. Потому что тот диапазон, который мы играем, включает в том числе произведения, далекие от народных».
Артисты говорят, что такой акустики, как в католическом храме, еще не встречали нигде. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, баянист Дмитрий Соловьев был даже удивлен: «Наши инструменты камерные, наполнить таким маленьким инструментом целое помещение - это проблема, которая решается подзвучкой, микрофонами, а они искажают. А тут даже делать ничего не надо, тронул – и все звучит».
А вы знаете, что домру называют «инструмент-феникс»? Про нее Антонина Пугач и Надежда Самусенко могут рассказывать часами, ведь у инструмента очень трагическая судьба. На домрах играли скоморохи, а они в своих злободневных песенках не щадили никого – ни бояр, ни священнослужителей, ни самого царя. Народу это нравилось, властям – нет. И в 1648 году после указа царя Алексея Михайловича Тишайшего началось повсеместное уничтожение домр. Инструменты отбирали у скоморохов, складывали на телеги и отвозили сжигать. Замеченных в игре на домре велено было бить батогами.
Со временем на смену пришли балалайки, а память о русской домре была, казалось, стерта навсегда. Однако в конце XIX века какой-то необычный инструмент попал в руки виртуоза-балалаечника Василия Андреева. Сравнив найденный образец со старинными лубочными картинками, он предположил, что перед ним та самая домра – чудом уцелевшая. Так, с его легкой руки, мастерами была воссоздана русская домра, которая стала не только полноценным участником оркестров, но и сольным инструментом, для которого пишут произведения многие композиторы.
Приходите, слушайте. Концерт состоится 23 октября в 15.00 в Римско-католической церкви (ул. Бабушкина, 81). Билеты доступны в том числе по Пушкинской карте.