Наш город не впервые становится ареной международной политики. Послезавтра в Астрахани должна состояться встреча глав Азербайджана, Армении и России, в ходе которой состоится очередной раунд переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского противостояния. Несмотря на то, что обсуждение конфликта под арбитражем России проходит не впервые, главный вопрос об объективности позиции РФ остается открытым.
В минувшую пятницу пресс-служба главы армянского государства сообщила, что 27 октября в Астрахани состоится очередная трехсторонняя встреча президентов Азербайджана (Ильхама Алиева), Армении (Cержа Саргсяна) и России (Дмитрия Медведева), в ходе которой состоится обсуждение процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского противостояния. Инициатором встречи является глава российского государства Дмитрий Медведев, отмечается в пресс-релизе.
К слову, предыдущая, шестая встреча Саргсян – Алиев прошла четыре месяца назад – 18 июня – в Санкт-Петербурге, также по инициативе президента РФ. На встрече главы Армении и Азербайджана согласились продолжать переговоры по Карабаху на базе Мадридских принципов, которые включают, в частности, открытие "коридора" между Арменией и Карабахом, наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом и определение в будущем его окончательного правового статуса на основе референдума.
Комментарий «Пункта»
В сложившейся ситуации вспоминаются слова Галины Старовойтовой, сказанные как раз по поводу армяно-азербайджанского конфликта:
«С точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению».
Эти два принципа – приоритет народного самоопределения или же принципа территориальной целостности – станут во главу угла и на этот раз (хотя, конечно, стараниями политиков эти понятия уже давным давно замылились, спрятавшись за словоблудием о «соблюдении принципов объективности»).
Тем не менее, два года назад позиция была гораздо менее запутанной: ведь тогда, в ходе грузино-осетинской войны «08.08.08» Россия осознанно вела риторику с упором на право народа на самоопределение. Все СМИ, официальные и неофициальные твердили тогда, что, если осетины и абхазы хотят существовать в рамках отделенного от Грузии государства, то надо им это право предоставить.
Теперь этот же вопрос в полный голос задают армяне Нагорно-Карабахской Ресбублики, де-юре входящей в состав Азербайджана (а де-факто уже 20 лет существующей, как отдельное образование со своими президентом и парламентом). Что говорит по этому поводу президент России, так недавно отстаивавший мнение народонаселения? Будет ли вновь отстаивать продекларированные во всеуслышание принципы? Или дело снова закончится непределенностью в духе «каждую отдельную ситуацию надо рассматривать отдельно»?
Как бы то ни было, вступать в конфликт с администрацией Ильхама Алиева будет далеко не так легко, как спорить с амбициями режима Майкла Саакашвили два года назад. Как бы то ни было, осталось всего два дня — и, возможно, хотя бы некоторые ответы на эти вопросы появятся.
Наша справка.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.