На днях в мире интернет-технологий случилась малозаметная, но все-таки революция: в мире появилась первая «страна победившего мобильного интернета» – Нигерия. Как сообщил недавно сайт Digit.ru, впервые количество трафика, прошедшего через беспроводные сети превысило количество скачек по проводам. Победа пока не очень уверенная: мобильный трафик побеждает лишь на выходных, когда офисные работники сидят дома. Но тенденция налицо. Эксперты, ориентируясь на опыт нигерийцев, пытаются предсказать, как будут развиваться интернет-технологии дальше.
Письма из Нигерии
Конечно, Нигерия – не образец для всего мира по интернетизации. При сопоставимом с Россией количестве населения в 152 млн. чел (в России – 140 млн.) Нигерия имеет малую долю проникновения интернета – всего 11%, то есть, 17 млн. чел. И тем не менее эта страна уже известна всему миру своими интернет-деятелями – вроде авторов знаменитых «нигерийских писем». Судя по недавним постам астраханских блогеров, к нам такие мошеннические письма тоже приходили.
Для тех, до кого еще эта «радость» не докатилась, поясняем: «жертву» разводят на историях вроде «я младший сын президента нашей страны, моего папу расстреляли повстанцы, меня тоже скоро расстреляют и поэтому я хочу перечислить все сбережения нашей семьи на благотворительность добрым людям – то есть Вам; для этого надо, чтобы вы перечислили небольшую сумму в качестве пробного платежа»... и так далее. Все наивно и в некоторой степени даже трогательно.
Хотя встречаются и «гениальные» вариации специально для российской аудитории вроде истории про то, что «мой брат – первый нигерийский космонавт, в конце 80-х он полетел на станцию «Салют», а после того, как СССР развалился, его там забыли (не хватило места в челноке); и теперь он уже 20 лет сидит на станции, питаясь редкими пайками с прилетающих «Прогрессов»; при этом ему исправно поступает зарплата, которая в совокупности составила уже $15 млн.; мы ищем русского, который возьмет эти деньги и заплатит Роскосмосу, чтобы он забрал нашего брата с орбиты, а то он очень скучает по маме и Родине; если лишние деньги останутся, можете забрать их себе, но для начала нужен пробный платеж»...
С проводами или без?
Впрочем, эти «болезни роста» свидетельствуют лишь об одном – интернет активно приходит в Африку... Помнится, и в России в 90-е годы было изобретено достаточно «ноу-хау» по отъему денег у наивных соплеменников через веб.
Причем, по сведениям сервиса статистики StatCounter, приходит именно мобильный интернет, который почти на равных соревнуется по объему трафика с проводными сетями. Аналогичная ситуация складывается в Ливии, Нигере, Зимбабве, Эфиопии, Судане, Танзании и Чаде. На других континентах лидером по мобильному трафику является Китай. Для сравнения, в развитых странах доля мобильного трафика составляет пока 5-7%.
Конечно, проецировать опыт нигерийцев на глобальный рынок сложно. Но некоторые закономерности развития нигерийского мобильного интернета все же заставляют задуматься Более того, уже сейчас можно, опираясь на выводы крупнейших исследовательских агентств и интернет-футурологов, посмотреть в будущее и понять, как рост мобильного трафика отразится на глобальном интернете и наших с вами сетевых практиках. Итак, о чем же говорят аналитики?
... «мой брат – первый нигерийский космонавт, в конце 80-х он полетел на станцию «Салют», а после того, как СССР развалился, его там забыли (не хватило места в челноке); и теперь он уже 20 лет сидит на станции, питаясь редкими пайками с прилетающих «Прогрессов»; при этом ему исправно поступает зарплата, которая в совокупности составила уже $15 млн.; мы ищем русского, который возьмет эти деньги и заплатит Роскосмосу, чтобы он забрал нашего брата с орбиты, а то он очень скучает по маме и Родине; если лишние деньги останутся, можете забрать их себе, но для начала нужен пробный платеж» ...
1. Смартфоны упростятся
Парадоксально, но локомотивом мобильного интернета будут не смартфоны с многофункциональными операционными системами. А продвинутые «feature phone» – недорогие устройства с ограниченным инструментарием, но возможностями выхода в сеть. Например, в Нигерии самая распространенная модель – Nokia 2700c.
Притом, что главная айти-драма последних месяцев как раз состоит в том, что Нокиа катастрофическими темпами теряет рынок смартфонов (ее теснят Apple и Samsung), возможно это станет выходом для финнов.
По данным Opera (чей браузер Opera Mini является одним из самым популярных на мобильных устройствах), на feature phone и самые простые смартфоны бюджетного сегмента приходится более 55% мирового мобильного трафика.
Параллельно идет процесс удешевления сенсорных экранов. Так что словосочетание «бютжетный сенсорник» скоро перейдет из разряда оксюморонов в обыденность. Именно поэтому будущее за массовыми устройствами стоимостью $100–120 с минимальным набором встроенных приложений (Facebook, Google и пр.)
2. Приложения вместо браузеров
Три самых популярных сайта у мобильных пользователей в Нигерии – это Facebook, Google и Yahoo (последние два, по всей видимостьи – как конкурирующие поисковые системы – что-то вроде нашей пары конкурентов «Google»/«Яндекс»). Эта «бедность запросов», кстати, позволяет по-новому оценивать рынок мобильных ОС: нигерийцы не готовы переплачивать за навороченную «ось с тысячами свистоперделок», если реально пользуются минимумом наворотов. Отсюда – возможные грядущие проблемы у Apple и Microsoft, производителей мощных мобильных платформ.
При этом около 35% пользователей используют для доступа к сервисам не веб, а приложения. И это тоже проблески будущего. Будущий мобильный интернет – это интернет 3–5 ключевых приложений. Роль мобильных интернет-браузеров начнет падать – в большинстве устройств они, конечно, будут установлены по умолчанию, но трафик через них существенно снизится.
Популярность приложений будет обусловлена и политикой сотовых операторов. Льготные тарифы на использование ключевых приложений (в рамках партнерских отношений с интернет-компаниями, что уже является обычной практикой) сделает их для многих пользователей безальтернативным вариантом интернет-доступа.
3. Социальные сети как универсальные сервисы
Наконец, еще один важный тренд – вместе с ростом мобильного трафика еще больше возрастет роль социальных сетей. Ключевые соцсети инвестируют огромные деньги в разработку, развитие и поддержку мобильных приложений. Параллельно соцсети уже сейчас впитывают в себя дополнительные сервисы – почту, чаты, интернет-телефонию, видеоплощадки, магазины и т.д. Ограниченные возможности мобильников (небольшой экран, потребность решить задачу за минимальное число действий и переходов) естественным образом сформирует спрос на приложения соцсетей как универсальные сервисы. Социальные сети станут «интернетом в себе», когда ключевые сетевые услуги мы будем получать из одного окна: через их приложение в «трубке».