Внутренним войскам на Северном Кавказе недавно была добавлена артиллерия. Вкупе с другими признаками усиления группировки, этот факт широко обсуждался в СМИ. Эксперты решили, что таким образом Россия готовится к новым шагам по борьбе с экстремизмом на Кавказе. Однако вскоре эта «рабочая» версия может смениться: как сообщают источники в Минобороны, в состав Каспийской флотилии (КФ) в Каспийске вошел отдельный береговой ракетный дивизион (ОБРД). Это значит, что милитаризация на южном направлении идет не на шутку, и, возможно, она нацелена не на бандформирования. А на кого?
Ракеты нацелены на Каспий
Каспий – мирное море. По крайней мере, со времен каспийских походов Стеньки Разина и Петра Первого политическая обстановка на озере-море потеряла свою остроту. Этому способствует, в первую очередь, малое количество участников потенциального конфликта: сейчас береговую линию Каспия делят пять государств, которым относительно легко удается достичь консенсуса по большинству вопросов.
И тем не менее, Каспийская флотилия в эти дни усиливает свою мощь. Так, на возвышенности возле города Избербаш (Дагестан) оборудованы дополнительные позиции для ракет берегового базирования. Это стратегическая точка неподалеку от района морских месторождений нефти и рядом с границей с Азербайджаном. Также из Астрахани в район Махачкалы и Каспийска недавно были переброшены все ракетные катера Каспийской флотилии для создания здесь единой корабельной группировки.
К слову, ракетный дивизион в Каспийске оснащен современной техникой. Он имеет на вооружении противокорабельные ракеты берегового комплекса «Бал», дальность действия которых составляет 130 км. То есть ракеты могут уничтожить морские цели, расположенные в середине Каспийского моря. Аналогичные ракеты размещены и на кораблях КФ. К примеру, флагман Каспийской флотилии сторожевой ракетный корабль «Татарстан» оснащен противокорабельными ракетами «Уран» (они имеют схожие с ракетами берегового комплекса «Бал» тактико-технические характеристики).
Не только мы
Судя по всему, речь идет о подготовке к отражению возможной агрессии с моря. Выглядит это несколько противоречиво, поскольку Москва не раз предлагала прекратить дальнейшую милитаризацию Каспийского моря. Тем не менее, этот процесс налицо. Заместитель гендиректора Института каспийского сотрудничества РФ Георгий Ковалев считает, что усиление группировок кораблей своих военных флотов на Каспии осуществляют, кроме России, все без исключения прикаспийские страны. Причем в темпах гораздо больших, чем это делается на Каспийской флотилии. Он сказал СМИ:
– Согласно программам вооружений прикаспийских стран, к 2015 году у некоторых из них возрастет количество боевых кораблей. Хотя количество военных кораблей в настоящее время уступает их числу в советское время. Но тренд милитаризации налицо. Совершенно очевидно, что страны, предвидя какие-то военные угрозы в будущем, вооружаются друг против друга. Зачем это делается – неизвестно.
Впрочем, там где гражданский эксперт не видит логичного объяснения, военные аналитики за словом в карман не лезут. Так, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник, экс-руководитель Главного управления международного военного сотрудничества (ГУМВС) Леонид Ивашов считает, что Каспий (в т.ч. и Россия) вооружается в рамках антииранских санкций, которые осуществляются под наджимом США. Он заметил:
– Москва фактически свернула военное и военно-техническое сотрудничество с Тегераном. Почти заморожены экономические контакты. Я не исключаю в будущем каких-то внешних воздействий со стороны США и Израиля на нынешнее иранское руководство. Они могут попытаться спровоцировать оранжевую революцию или войну, подобную той, что происходила в 1999 году на Балканах и чуть позже в Ираке. Конечно, Иран будет обороняться. Появятся какие-то неконтролируемые вооруженные формирования, возможно, даже пираты, террористы. Чтобы подстраховаться от возможных недружелюбных действий с их стороны, наш Генеральный штаб, видимо, и разместил ударные ракетные соединения у своих внешних границ как можно поближе к Ирану.
Нефтяные трения
Впрочем, военные эксперты находят и другие возможные сценарии зарождения военного конфликта на Каспии. Они не исключают, что в будущем возможны проблемы из-за энергетического кризиса и стремления США доминировать в регионе. Так, известно, что доказанные запасы углеводородов на Каспии составляют 6-8% от общемировых. То есть, потенциал региона не уступает возможностям Персидского залива. Единственная проблема на данный момент - дороговизна шельфовой добычи и транспортировки нефти и газа. Но эта проблема довольно успешна решается, чему способствуют высокие цены на мировых рынках.
Добычей нефти и газа на Каспии сейчас занимаются более 50 англо-американских кампаний и лишь две – из России. Из Ирана вообще нет. Пока что к обеспечению безопасности на Каспии третьи страны не допускаются — этот пункт в обязательном порядке прописывается во всех договоренностях между странами Прикаспийской пятерки. Но не факт, что так будет продолжаться и впредь. Такое положение дел не нравится ни американцам, ни китайцам, ни странам Европы. Они (особенно США) хотят путем провоцирования военного конфликта изменить ситуацию
Такое мнение выдвигает председатель правления Ассоциации объединения офицеров запаса генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге заместителя начальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск. На днях он заявил СМИ:
– Морская и береговая группировка Каспийской флотилии рассредоточивается и укрепляется на угрожаемых направлениях совершенно оправданно. Применение этой ударной военно-морской группировки вряд ли планируется именно против кораблей Ирана. Целями для уничтожения здесь могут быть и пиратские корабли, и катера террористов, наркодилеров. Главное в данной ситуации – продемонстрировать, что правительства прикаспийских государств в силах самостоятельно решить возможные проблемы на Каспии.