Явление, остроумно названное журналистами «бацилла Церетели», похоже, заразило астраханских чиновников. Не успела Астрахань отойти от новости о том, что губернатор планирует поставить очередной памятник иностранному поэту (см. «Монументальная дипломатия» от 30 ноября), как свои планы обставить город монументами озвучила мэрия. В проектах: памятник киевскому князю Владимиру, скульптурный ансамбль на военную тематику и памятник погибшим морякам, рыбакам и речникам, который – по странному замыслу – должен будет стоять возле Дворца бракосочетаний.
Креститель, бойцы и утопленники
В администрации города на прошлой неделе выбирали проект памятника князю Владимиру. На конкурс было представлено ни много, ни мало – целых четыре варианта монумента и благоустройства окрестной территории. Располагаться памятник должен неподалеку от одноименного храма на набережной Приволжского затона – в центре круговой развязки около моста на улице Генерала Епишева. Зампред комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор города Дмитрий Соколов сообщил, что в последний раз подобный конкурс проводился перед утверждением проекта памятника Петру I, то есть в 2006 году.
К слову, это не единственный конкурс по приему эскизов для астраханских памятников. Так, 15 декабря завершается прием предложений по аллее Победы возле цирка. Там будет расположена целая группа памятников, посвященная военной тематике.
А в следующем году стартует конкурс на лучший проект памятника погибшим морякам, рыбакам и речникам. Его установят на территории между Дворцом бракосочетания и Адмиралтейским мостом, — добавил главный архитектор города.
Зачем нам столько монументов?
Оставим историкам вопрос, так ли уж необходим по соседству с Дворцом бракосочетаний памятник утопленникам? а рядом с цирком – монументы танкистам?..
Гораздо интереснее выяснить, в чем же состоит причина новомодного пристрастия астраханских властей к установке памятников абы-кому и по всякому малозначительному поводу. Согласитесь, что связь Гейдара Алиева или Махтумкули Фраги с Астраханью не так уж очевидна, не так ли?
Впрочем, по мнению экспертов, причина явления банальна. Один из них заявил «Пункту-А»:
– Памятники стоят дорого, а структура их цены весьма запутана и стороннему наблюдателю малопонятна. Это создает широкое поле для злоупотреблений. Плюс, появление новых памятников – это знак благоустройства города, способ быстро и относительно дешево показать электорату и начальству, что работа ведется, улицы преображаются.
Харабалинскиий инцидент
Мнение эксперта небезосновательно. Так, в начале ноября в городе Харабали вандалы разрушили памятник Ленину, простоявший более 70 лет (1937 года). От гипсового памятника остались лишь ноги. По одной из версий, памятник был разрушен не намеренно, а лишь потому, что не выдержал опершегося на него человека, желавшего сфотографироваться.
Но самое любопытное, во всей этой ситуации – это предполагаемая цена восстановления памятника. Как было озвучено уже на следующий день после инцидента (причем со ссылкой на Союз Художников), ущерб составил более миллиона рублей.
К слову, во вполне недавнем прошлом (лет пять назад) за миллион можно было купить однокомнатную квартиру в Астрахани... Так что немного странно, что гипсовый памятник, который, по мнению следствия, и без того дышал на ладан, может стоить миллион рублей.
Кстати, заработать на памятниках не прочь и в других городах. Например, когда после ухода Ю.Лужкова с поста мэра Москвы заговорили о переносе памятника Петру I (98 метров высотой), то сумма также была озвучена быстро. И тоже большая и «круглая» - миллиард рублей.
Куда Ленина дели?
В Астрахани памятники не только ставят, но и сносят. Так, до сих пор остаётся неизвестной судьба памятника В. И. Ленину, который многие годы стоял в одноимённом парке (улица Ак. Королева, напротив здания районной администрации). Монумент сначала убрали и передали на складское хранение, пока идет строительство нового музыкального театра. Потом возвращать Ленина на место и вовсе передумали: в 2008 году губернатор А. Жилкин заверил облкомитет КПРФ, что памятник еще цел и вскоре будет установлен в новом месте, по согласованию с общественностью.
Впрочем, перед общественностью вопрос о новом месте так и не был поставлен. Этой осенью депутат областной Думы А. Кочков (КПРФ) заинтересовался судьбой монумента вождю пролетариата и направил главе УВД Астраханской области Г.П. Кулику заявление:
«Мне стало известно, что в начале октября 2010 года памятник был похищен и его местонахождение неизвестно. Памятник В.И. Ленину был в своё время изготовлен на денежные средства, собранные в трудовых коллективах заводов и учреждений города, и в настоящее время должен был находиться на балансе Ленинского района. Убедительно прошу Вас в срочном порядке предпринять розыскные меры и привлечь к ответственности виновных лиц. О принятых мерах и результатах прошу проинформировать меня в установленном законом порядке».
Ответа, похоже, пока нет.
Приложение
ВАРИАНТЫ ПРОЕКТОВ ПАМЯТНИКА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ
Автор: Ксения Яваева («Горожанин»)
Бронзовая скульптура князя Владимира на пьедестале, размещенном на крестообразной площадке
Данным конкурсным проектом предусматривается новое градостроительное решение площади, примыкающей к храму. Изменена транспортная схема для создания большой зеленой зоны набережной до железнодорожного моста. Предусматривается увеличение зеленой зоны в районе моста в створе ул. Генерала Епишева. Кольцевые аллеи вокруг памятника могут быть использованы для крестного хода в праздник Крещения Руси. По главным планировочным осям запроектированы фонтаны, которые подчеркивают и акцентируют внимание зрителя на памятник, их крестообразное положение относительно монумента символизирует обряд Крещения, принятый на Руси (крестообразная прорубь Иордань). Памятник размещается на стилобате. Стилобат представляет собой кресто¬образную площадку с организацией ступеней с четырех сторон. Кроме того, предусматривается введение в композиционное решение стилобата четырех «зеркальных водоемов» глубиной 5-10 см с непрерывным наполнением и стоком. На гранитном многоуступчатом пьедестале предусматривается создание бронзового декоративно-скульптурного пояса. С главного фасада — крестообразная композиция с текстом, в котором дается информация о предназначении памятника, на остальных трех сторонах пояса размещаются горельефы, отображающие историю принятия православия на Руси. Венчает пьедестал бронзовая скульптура князя Владимира, который ввел христианство на Руси как государственную религию. В левой руке князь держит крест как символ православия, правой рукой благословляет народ Руси.
Бронзовая скульптура князя Владимира на пьедестале.
Этот конкурсный проект очень похож на предыдущий. На пьедестале возвышается фигура князя Владимира. Только здесь, по задумке скульптора, креститель Руси держит крест в правой руке, а в левой у него символ верховной власти — скипетр.
Ротонда со святыми
Ротонда классической формы, увенчанная часовенным куполом с крестом. Внутри ротонды установлены фигуры четырех святых и религиозных деятелей, оказавших значительное влияние на установление православной культуры на Руси в целом и в Астраханской губернии, в частности. Это князь Владимир, княгиня Ольга, первый митрополит Руси Михаил, святомученик Иосиф, первый митрополит Астраханский и Терский. Памятник предлагается на центральном разворотном кругу на площади, примыкающей к храму. Ротонда стоит на вершине небольшой земляной насыпи на пьедестале из светло-серого гранита. Колонны покрашены в белый цвет, купола — в цвет куполов храма, крест покрывается позолотой.
Двухфигурная композиция
Другой вариант памятника состоит из динамичной двухфигурной композиции — коня и всадника. Центр композиции — православный крест, который виден со всех сторон и символизирует христианство. Соединенные руки князя Владимира над головой рисуют большой купол собора, где будут собираться христиане для укрепления веры. Крест благословляет всю землю Русскую. Город у ног — Астрахань. В фигуре выражены напряжение, воля, уверенность в правоте своего дела. Проектом предлагается убрать автомобильное движение из зоны размещения памятника. Освободившаяся территория будет благоустраиваться и получит статус сквера с выходом на существующую набережную. Часть памятника поднята над окружающим рельефом и окружена тремя каскадными водоемами, символизирующими купель крещения, а также пороги Днепра, откуда пришел князь Владимир.