Уважаемые читатели! Мы открываем в нашей рубрике «В большой семье» подрубрику «Мои корни». В ней наши юные авторы, студенты журфака АГУ, расскажут об истории своей семьи и о связанных с ней традициях.
Откроет ее студентка 2 курса АГУ им. В.Н. Татищева (направление подготовки "Журналистика")
Алина Валишова
С годами каждый человек начинает задумываться о своих корнях и истории семьи. Откуда тянется ниточка истории твоего рода? Чья кровь течет в твоих венах? Эти вопросы рано или поздно будоражат каждого.
Однажды, заслушавшись историй моих родственников, я искренне удивилась, узнав, какая богатая родословная у моей семьи! Оказывается, во мне течет и польская, и русская, и украинская, и татарская кровь! Впитав в себя все рассказы бабушки и деда, я решила поделиться ими с другими. Как знать – может, это подтолкнет кого-то также разузнать о своем богатом семейном древе? Итак, начнем издалека...
Моя прапрабабушка Анна Ивановна родилась в 1904 году в Польше. Она носила фамилию Василевских, семья была богатой. Отец был поляк, а мать – украинка. После Первой мировой войны, когда делили Польшу, территория, на которой жила семья Анны, отошла к России. После 1917 года Василевских начали раскулачивать и гнали сначала до Полтавы, а после – до ахтубинской степи. Выживала семья благодаря золоту. Продавали украшения, золотые изделия.
В Ахтубинске прапрабабушка Анна и ее сестры – их было пять человек – устроились медсестрами в военный госпиталь. Отец торопился скорее отдать дочерей замуж, чтобы их в очередной раз не коснулось раскулачивание. Ждать пришлось недолго – вскоре Анна встретила свою судьбу.
Терентий Дмитрий Алексеевич, мой прапрадедушка
Будущий муж ее, Терентий Дмитрий Алексеевич, родился в 1902 году в Донецкой области. Семья его относила себя к казакам. Отец был русским, а мать – украинка. Бабушка Дмитрия – чистокровная молдаванка. Семья очень хорошо жила, имела собственные стада лошадей. Активно занималась сельским хозяйством. Дмитрий получил церковное образование, но свою жизнь решил связать не с верой, а коммунистическим строем. После революции он участвовал в гражданской войне и был ранен. Его отправили в Ахтубинск на лечение, и так он узнал об Анне. Вскоре они поженились. Позже, по долгу службы Дмитрия, они переехали в Астрахань. Там Дмитрий начал работать начальником пожарной части, а когда началась война – он отправился на поле боя. Под Сталинградом получил тяжелое ранение в 1943 году. Вернулся в Астрахань, вылечился в госпитале и вступил в ряды НКВД. В Астрахани у Анны родилось двое детей. Одного из них звали Ким (в честь Коммунистического Интернационала Молодежи). Он сошелся с Таисией Николаевной, дед которой был мордвином. Вскоре у них родился мой дедушка.
Агнея Игнатьевна и Николай Иванович Воробьев – родители моей бабушки
Со стороны отца мои предки – чистокровные татары. Мать моего деда Халитова Мурфиза Сулеймановна родилась в 1913 году. Отец ее был булгар. Булгарами называли тюркские племена, населявшие с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа и мигрировавшие во 2-й половине VII века частично в Подунавье, а позднее — в Среднее Поволжье и ряд других регионов. Семья относилась к коренным астраханцам. Сулейман, отец Мурфизы, занимался рыботорговлей, имел свои баркасы для ловли рыбы. Когда отгремела революция, на беду семьи пришло раскулачивание, отнявшее у них все нажитое. Со временем Мурфиза с отцом перебрались в село Линейное. Мурфиза ушла в колхоз и стала дояркой. Там она и встретила своего будущего мужа. Мутигула Вагапович родился в 1914 году в зажиточной семье. Его отец имел стада верблюдов, занимался торговлей. В послереволюционные годы, как и семья Мурфизы, семья ее будущего мужа была раскулачена; все их имущество отправили в колхозы. Сам Мутигула всю жизнь посвятил работе в колхозе бригадиром по сбору овощей. По рассказам моего деда, именно из Линейного, куда переселились родственники по отцовской линии, произошла моя фамилия – Вáлишова.
Халитова Мурфиза Сулеймановна и Валишов Мутигула Вагапович – родители моего деда
Так и сложилось мое семейное древо. Ответственность сохранения памяти о предках сейчас лежит и на моих плечах тоже. Теперь от меня зависит, в какую сторону раскинет ветви дерево нашего рода.