Хранители печатей драконов. Интервью с потомком российского офицера, служившего в конвое последнего императора

https://punkt-a.info/news/glavnoe/khraniteli-pechatey-drakonov-intervyu-s-potomkom-rossiyskogo-ofitsera-sluzhivshego-v-konvoe-posledne
Пункт-А
Хранители печатей драконов. Интервью с потомком российского офицера, служившего в конвое последнего императора
28-04-2023 \\ Просмотров (2776)
28-04-2023

Эта история не имеет прямого отношения к Астрахани. Но она интересна нам тем, что приоткрывает некую неизвестную страницу из истории ногайского народа – одного из коренных этносов нашего края. Артефакты, ранее нигде не публиковавшиеся, могут также привлечь внимание ученых.

ПУНКТ-А публикует интервью с Аланом Орсе, потомком российского офицера, служившего в собственном Его Императорского Величества Конвое в начале XX века. В уникальном материале, предоставленном редакции автором, краеведом Даниилом Аракчиевым - воспоминания и рассказы об одном из самых драматичных периодов в истории нашей страны, фотографии начала ХХ века из семейного архива Алана и артефакты, касающиеся истории ногайцев.

— Алан, здравствуйте! Расскажите немного о себе.

— Здравствуйте. Мое полное имя — Алан Фернанде Орсе Ногаец. Я родился в Сан-Карлос-де-Барилоче, провинция Рио-Негро, Аргентина, в 1972 году. Мой отец — Фернандо Энрике Орсе, мать — Мария Александра Виктория Ногаец Балдрич. Дед и бабушка по матери — Евгений Михайлович Ногаец и Мария Зулема Балдрич. Моего прадеда звали Михаил Ильич Ногаец, прабабушку — Мария Мартиненко.

Мои родители бережно хранили и передали своим детям историю нашей семьи. Считается, что моя мать происходит из ногайского народа.

Собственно, известная мне история нашей семьи начинается с моего прадеда. Его звали Ногаец Михаил Ильич, и он был сотником Екатеринодарского конного полка Кубанского казачьего войска. На 1 января 1909 года он являлся есаулом 2-го Кавказского полка Кубанского казачьего войска. К сожалению, дата его рождения мне неизвестна, но известно, что он проживал или был прописан в станице Холмской на Кубани, и у него было три сына: Борис, Евгений и Алексей. Двое из них точно состояли на государственной службе. Ногаец Борис Михайлович родился около 1895 г. в станице Холмской. Он окончил Кубанское Александровское реальное училище и 2-ю Тифлисскую школу прапорщиков (примерно в январе 1916 г.). В Великой войне (Первая мировая) имел звание хорунжий 2-го Екатеринодарского полка Кавказского казачьего войска (на 1.07.1917). Также участвовал в Добровольческой армии, Вооруженных Силах Юга России и Кубанском гвардейском казачьем дивизионе как есаул (в апреле 1920 г.). Но в августе 1920 г. был расстрелян красными в Екатеринодаре.

Об Алексее, к сожалению, нет никаких сведений. Также возможно, что у прадеда был и четвертый сын — Александр. Про них точно не могу сказать, поскольку необходимо поднимать архивы по месту их рождения, а у меня пока такой возможности не было.

— Значит, ключевая фигура в Вашем рассказе — это Ваш дед Евгений?

— Мама рассказывала мне, что ее отец, Евгений Михайлович Ногаец, родился 3 марта 1893 года в небольшой станице Холмская, совсем недалеко от Екатеринодара. Он отучился во Владикавказском Кадетском корпусе, а затем окончил Николаевское Кавалерийское училище. За годы военной подготовки дослужился до офицера Кубанской императорской гвардии.

За свою военную карьеру он получил три ордена. Первый — Золотой Георгиевский меч — за храбрость, будучи офицером 2-го Екатеринодарского полка Кубанского казачьего войска в 1914 году. Второй — Орден Императора с Орденом Святой Анны 4-й степени — за храбрость в 1915 году. Третий — Орден Императора с орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и арканом в 1916 году.

В Первой мировой войне мой дед Евгений Ногаец — офицер 1-го Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка Кавказского казачьего войска (до 1916 г.), хорунжий Лейб-гвардии 5-й Сводной сотни Собственного Е. И. В. Конвоя (до февраля 1917 г.), в Кубанском Гвардейском Дивизионе (до мая 1917 г.). В Вооруженных Силах Юга России и Русской Армии — есаул, принимал участие в десанте на Кубань, где был тяжело ранен (август 1920 г.), лечился в госпитале в Константинополе (1920—1921 гг.).

Ногаец Евгений Михайлович, фото из личного архива Алана Орсе

После вынужденного отречения государя Николая II от престола и последовавшей затем Октябрьской революции многое изменилось не только в России, но и во всем мире. И, конечно же, это отразилось на Конвое Его Императорского Величества. Однако участники Конвоя остались верны присяге. Я могу вас уверить, что мой дед сохранял клятву верности императорской семье до самого конца.

19 марта 1917 года по желанию государыни состоялся прощальный высочайший завтрак. На этом завтраке в Киевском дворце присутствовали государыня императрица Мария Федоровна, великая княгиня Ксения Александровна, великая княгиня Ольга Александровна и другие члены императорской фамилии, а также мой дед — хорунжий Евгений Ногаец.

Как мне рассказывала моя мама, примерно в это же время мой прадед Михаил в отчаянной попытке спасти семейные ценности и реликвии выбрал самых лучших и быстрых казаков из гвардии, чтобы отправиться с ними к своему сыну, который как раз в это время находился в Киеве, сопровождая императрицу Марию. Прадед собрал все фотографии, которые ему подарил Николай II, артефакты в виде печатей, которые я покажу вам позже, и все это передал своему сыну Евгению.

— Получается, Ваш дед Евгений Михайлович Ногаец был лично знаком с императорской семьей?

— Да, мой дед был в доверительных и дружеских отношениях с императорской семьей. Хорошо знал царя Николая II и его супругу Александру, был знаком с княгинями Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией и, конечно, с цесаревичем Алексеем.

Он часто сопровождал императрицу Марию Федоровну (мать Николая II) в ее поездках, в том числе на борту броненосца «Мальборо», который был предоставлен Королем Георгом V для того, чтобы императорская семья могла выехать из России. Мария Федоровна не раз упоминала имя моего деда и отмечала его присутствие в своих письмах.

В 1920 году при высадке десанта на Кубань мой дед получил серьезное ранение и был отправлен в Константинополь на лечение. А в 1921 году сама государыня императрица Мария Федоровна выразила пожелание иметь при себе одного из офицеров Конвоя, бывших при ней в Киеве в дни революции. И мой дед по распоряжению главнокомандующего Русской Армией генерала Врангеля отбыл в Данию к Ее императорскому величеству.

Евгений Михайлович Ногаец справа от Императрицы Марии Федоровны. Фото из личного архива Алана Орсе

— Значит, следующий этап жизни Евгения Ногайца связан с Данией?

— У Марии Федоровны была личная дача Видёре в окрестностях Копенгагена. При Государыне присутствовали многие аристократы, такие как генерал князь Долгоруков, адмирал князь Вяземский или бывший командир императорской яхты «Полярная Звезда».

А мой дед имел квартиру на другой даче, в непосредственной близости, и вместе со старшим урядником и камер-казаком Ее величества Тимофеем Ящиком постоянно находился при государыне и сопровождал ее при всех выездах и выходах. В то время мой дед Евгений и его супруга неизменно приглашались государыней на дачу Видёре. Проживая в Дании, Евгений Михайлович женился на датской актрисе Ольге (фамилия неизвестна). Вскоре у супругов родилась дочь Ирен Ногаец, это произошло в Копенгагене в 1924 году. Императрица стала крестной матерью девочки, а крестным отцом был полковник Куликовский, муж княгини Ольги Александровны.

Евгений Михайлович Ногаец на приеме у императрицы Марии Федоровны. Фото из личного архива Алана Орсе

Евгений Михайлович Ногаец (первый слева) на даче в Видёре. Фото из личного архива Алана Орсе

— Как сложилась дальнейшая судьба Евгения Ногайца после кончины императрицы Марии Федоровны в Дании?

— Она умерла в том же местечке Видёре в 1928 году. На погребении присутствовал и мой дед. Исполнив свой долг, через два года после её кончины Евгений Ногаец эмигрировал во Францию. Затем в порту Шербура он сел на корабль, который доставил его в Южную Америку.

Мой дед прибыл в Буэнос-Айрес в августе 1930 года. Через какое-то время в Аргентине он встретил и полюбил Марию Зулему Болдрич (Maria Zulema Baldrich) — молодую женщину, которая работала военным корреспондентом. Вместе они решили уехать в Бразилию, где и поженились 19 декабря 1933 года. У них было двое детей: старший сын — Алексис де Ногаец, родившийся в 1934 году, и младшая дочь — моя мать Мария Александра Виктория де Ногаец Болдрич, которая родилась 2 февраля 1939 года.

В 1940 году друзья Евгения, эмигранты-казаки, уговорили его вернуться в Аргентину, где он зарабатывал на жизнь джигитовкой, выступал наездником на казачьих выставках и мероприятиях, которые проводились в основном на ранчо под названием «Хуан Бериссо» в Энтре-Риос и в Спортивном клубе Темперли, участвовал в других мероприятиях. Евгений и его семья вели очень светскую жизнь вместе с другими русскими дворянами, эмигрировавшими в Аргентину. Одним из его друзей был граф Чиков и его дочь графиня Евгения Чикова.

В 1954 году семья моего деда вместе с детьми переехала в местечко Барилоче (San Carlos de Bariloche), где и осталась на постоянное жительство.

К сожалению, в 1974 году умер сын Евгения Михайловича, мой дядя Алексис, осталась только дочь.

В начале 1977 года мне и моим братьям рассказали, что мою мать Александру называли ногайской княгиней, а моего деда — принцем. Тогда же нам подробно рассказали всю историю нашей семьи. Также интересно то, что официально моя бабушка писалась в документах как принцесса Зулема де Ногаец Ногай Хан.

Рабочее Удостоверение военного корреспондента Зулемы Ногаец. Фотография Алана Орсе

Мой дед Евгений Михайлович Ногаец умер 6 апреля 1977 года в возрасте 84 лет и был похоронен 15 апреля на кладбище Морон в Буэнос-Айресе. Он оставил все семейные реликвии, привезенные из России, моей матери Александре, которая умерла двадцать лет спустя, в 1997 году.


Малые печати. Фотография Алана Орсе

Оттиск малой печати на бумаге. Фотография Алана Орсе

Большая печать. Фотография Алана Орсе

Оттиск на бумаге большой печати. Фотография Алана Орсе

— Что это за печати и что на них изображено?

— Это печати с надписью «Ногай Хан». Я точно не могу сказать, когда и кем они были изготовлены, но я знаю, что печати относятся к истории ногайского народа. Мой дед их очень бережно хранил и завещал их оберегать. На печатях изображены драконы, а также главная корона в виде шапки. Также присутствуют изображения бунчуков как символов власти, на щите изображен полумесяц со стрелой и сабля, которая символизирует охрану государственности. В одной лапе дракон держит 3 стрелы и державу. В другой — еще одну саблю и скипетр с маленьким драконом. Возможно, этот маленький дракон символизирует подъем и возрождение ногайцев.

— Есть ли у Вас еще какие-то артефакты или печати?

— Да, есть еще печать с короной. Она очень похожа на Астраханскую шапку Большого наряда из Российской Оружейной палаты. Возможно, это наша родовая печать, но я не уверен. Как я и говорил ранее, это семейные реликвии, в истории которых еще предстоит разобраться.

Печать с шапкой-короной. Фотография Алана Орсе

Кроме того, есть оттиск печати с текстом на французском языке. Тут написано: «КАНЦЕЛЯРИЯ ВЕЛИКОГО НОГАЙСКОГО ХАНСТВА» и «СТОЛИЦА КОНФЕДЕРАЦИИ ТАТАР».

Оттиск печати с текстом на французском языке. Фотография Алана Орсе

По всей вероятности, во Франции действовало какое-то общество или объединение тюркских народностей, во главе которых стояли представители ногайского народа. Мы предполагаем, что эти печати с изображением драконов и подписью латинскими буквами «Ногай Хан» были заказаны в Европе специально для этой организации. Пока что мы не знаем, кто в нее входил и каковы были ее цели. Но печати выполнены с учетом всех геральдических правил и имеют исторически обоснованные символы. Возможно, они были выполнены по образцам более старых печатей, которые не сохранились.

Я надеюсь, что мой рассказ заинтересует исследователей или специалистов по ногайской истории. Я бы хотел узнать больше о своих корнях и о самих печатях. Возможно, у меня есть родственники в России на Кубани или на Кавказе. Я надеюсь, что рассказанная мной история является еще одной крупицей в копилку фактов из истории ногайского народа и, возможно, предпосылкой к новым открытиям.

 



Дополнительные фотографии из личного семейного архива Алана Орсе

   

Дополнительные фотографии из личного семейного архива Алана Орсе





Новости СМИ2


Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети
ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль