Источник данных: «Ведомости»
Около половины жителей страны считают, что выборы - это фикция. Мол, как власти решат, так и распределятся места в Госдуме. Корреспонденты газеты «Ведомости» попробовали разобраться, что помогает этим самым властям.
Партии в ежовых руковицах
В последнее десятилетие ведется непрырывная корректировка избирательного законодательства. Итоги всех перетрубаций сводятся к одному: количество выборов уменьшается. То же происходит и с количеством участвующих в них независимых кандидатов. Не верите? Вот простой пример: выборы губернаторов отменили, а вместо мэров, которых пока по-прежнему выбирает народ, во многих городах назначили сити-менеджеров.
И это далеко не все:
- Так, постепенно ликвидируется институт самоводвиженцев - кандидаты выдвигаются по спискам партий. Это удобнее и проще, тогда как жизнь самовыдвиженца - не сахар.
- Требования, предъявляемы к создателям новых партий, заметно ужесточили. Напомним, в 2001 году они должны были иметь не менее 10 000 членов, а сейчас — уже не меньше 50 000. В итоге из нескольких десятков существовавших партий осталось только семь. Нет практически ни одной новой зарегистрировавшейся партии за последние годы.
- Избирательный барьер на выборах в Госдуму подняли с 5 до 7%. Конечно, с 2016 года, благодаря указу Медведева, барьер снова понизиться до 5%, но до этого еще надо дожить.
- Маленькие партии больше не имеют возможности объединять усилия после принятия запрета создавать блоки и выдвигать в качестве кандидатов членов других политобъединений.
- Кандидата «против всех» из бюллетеней исключили, а вместе с ним запретили и контрагитацию в телеэфире. Зато лица, имеющие госдолжность, получили возможность не уходить в предвыборный отпуск, что позволило им агитировать «при исполнении».
- Парламентским партиям облегчили жизнь, дав преференции при выдвижении своих кандидатов — им не нужно собирать подписи. Но в тоже время для других партий сократили допустимую долю брака в подписях с 25 до 5%. Казалось бы Дмитрий Медведев пошел им навстречу, сократив необходимое для участия в выборах количество подписей с 200 000 до 150 000, но отменен залог, гарантировавший регистрацию кандидата (списка), чтобы не расслаблялись.
- Ну и, конечно, стоит отметить увеличение срока полномочий: теперь шесть лет у президента и пять - у депутата Госдумы РФ (раньше, включая нынешний созыв, было 4 года).
Как отсеять кандидата?
Самой простой способ отсеять кандидатов в самом начале - отказать им в регистрации по результатам проверки подписных листов. Так, по данным ЦИК, на региональных выборах 13 марта 2011 года было зарегистрировано 98% выдвиженцев парламентских партий и только 41% представителей непарламентских партий и 60% самовыдвиженцев. В список регионов-рекордсменов по отсеву самовыдвиженцев (до 70%!) стали - Республика Коми, а также Калининградская, Курская и Тверская области. На федеральных думских выборах с введением пропорциональной системы вопрос с самовыдвиженцами и вовсе решился сам собой - их там технически быть не может.
Второе частое основание для отказа — брак в оформлении документов. Так, орловский облизбирком отказался зарегистрировать на выборах в облсовет действующего депутата Михаила Коренева, по причине отсутствия в его паспорте числа и месяца рождения его супруги в штампе регистрации брака. Это чрезвычайно важная информация для всех избирателей Орла.
Круто, ты попал на ТВ
«Единая Россия» в разы больше мелькает на экранах телевизоров. Конечно, ЦИК следит, чтобы все партии были равны по времени, которое им посвящают на федеральных каналах. Однако в случае, когда единоросса показывают как чиновника, это «не считается». Так, если подобные сюжеты все же учитывать, то, по подсчетам близкого к КПРФ Центра исследований политической культуры, в январе-марте текущего года правящая партия получила на четырех федеральных телеканалах 67% времени в сюжетах, связанных с партийной тематикой, ЛДПР — 15%, «Справедливая Россия» и КПРФ — по 9%.
На данный момент в списке «Единой России» из 600 кандидатов 126 — чиновники (включая сотрудников правоохранительных органов и судебной власти). Их работа подробно освещается в СМИ. Избирательные комиссии нарушений в этом не видят.
В 2007 году ЦИК отказался удовлетворить жалобу КПРФ и СПС на «прямую линию» премьера Владимира Путина, в которой тот назвал «Единую Россию» «ключевым элементом дееспособности парламента». ЦИК посчитал, что премьер общался с народом в силу должностных обязанностей, а не в агитационных целях.
В тоже время в марте прошлого года свердловский облизбирком запретил листовку «Справедливой России», в которой тогда еще председатель Совета Федерации Сергей Миронов призывал бороться с административным ресурсом. Указание должности Миронова под статьей было квалифицировано как «злоупотребление административным ресурсом».
Чиновники «Единой России» открыто ставят подчиненным задачу — обеспечить победу партии. В Новосибирске мэр Владимир Городецкий потребовал от директоров школ обеспечить явку и голосование за «Единую Россию», которая всех кормит. Руководитель администрации президента и правительства Удмуртии Александр Горяинов на встрече с таксистами разъяснял: строить дороги будут в тех районах, которые поддержат «Единую Россию». А сити-менеджер Ижевска Денис Агашин прямо связал результаты голосования за партию власти с финансированием ветеранских организаций.
Шаг второй. Фальсификация.
Отказы в регистрации и нарушение правил агитации не так значительно влияют на исход голосования, как хотелось бы. Поэтому в ход идут более действенные методы. Например, прямая фальсификация.
Один из самых популярных способов - голосование по открепительным удостоверениям. Оно позволяет не только организовать «карусель» (когда специально набранная команда ездит по участкам и везде голосует), но и привести на участки максимальное число бюджетников: начальники просят их открепиться, а потом организованно проголосовать.
Например, на выборах в тульскую облдуму в октябре 2009 года по открепительным удостоверениям проголосовало 32 000 избирателей из 537 000 (около 6%). Для нынешних думских выборов изготовят 2,6 миллиона открепительных удостоверений.Если ориентироваться на явку 2007 года, по открепительным удостоверениям сможет проголосовать почти 4% избирателей .
В день выборов в Госдуму ведется двойной учет избирателей (давно съехавших или получивших открепительные). Иначе как объяснить, что число избирателей увеличивается по сравнению со среднегодовыми показателями на 1,2-1,6 миллиона, причем после выборов эти люди снова исчезают. При помощи этого запаса появляется возможность корректировать результат голосования.
Еще один метод фальсификации — изменение данных в протоколах участковых комиссий уже после того, как подведены итоги выборов. Исправления легко обнаружить, если сравнить итоги с данными в копиях протоколов, выданных наблюдателями. Но организаторы выборов в таких случаях говорят, что копии протоколов наблюдателей оформлены с нарушениями.
В 2007 году житель подмосковного Долгопрудного Григорий Белонучкин обнаружил, что как минимум на двух избирательных участках города голоса считали дважды. Второй раз — уже глубокой ночью и после того, как разошлись наблюдатели от всех партий, кроме «Единой России». По итогам пересчета на участках росли явка и результат «Единой России». Бюллетени, которые после выборов хранились в городской администрации, пересчитали еще раз в суде, куда пожаловался Белонучкин. Многие бюллетени с отметками за «Единую Россию» не имели сгиба посередине (хотя в урну их опускают обычно сложенными) и склеивались голографическими марками между собой, но суд подтвердил официальный результат.
После парламентских выборов 2003 году КПРФ, СПС и «Яблоко», которые вели параллельный подсчет голосов, заявили о масштабной фальсификации. Партии утверждали: около 60 000 протоколов были скорректированы в пользу «Единой России», их данные расходились с информацией, полученной на участках наблюдателями. По подсчетам КПРФ, «Яблоко» и СПС преодолели 5%-ный барьер, набрав 5,98 и 5,12% голосов соответственно. А явка избирателей была не 56%, а 52,58%. Но ни ЦИК, ни Верховный суд не подтвердили информацию о фальсификациях, сославшись на недочеты в оформлении копий протоколов, полученных наблюдателями.
Обвинения в фальсификации превращаются в миф, о котором все говорят, но никто не может доказать, благодаря слаженной работе системы.
С глаз долой
По данным ассоциации «Голос», недопуск и изгнание с участков наблюдателей — одно из самых распространенных нарушений в день выборов. Их стараются усадить подальше, ограничивают возможность перемещения, запрещают фото- и видеосъемку. Международные наблюдатели не могут давать оценку ситуации в России, в состав миссий не могут входить россияне.
В 2007-2008 годах Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось прислать в Россию наблюдателей из-за чрезмерных ограничений, наложенных на состав и сроки работы миссии. В этом году после ожесточенного торга сторонам удалось прийти к компромиссу.
Избирательные комиссии под контролем
По данным ЦИК, в избирательных комиссиях всех уровней (участковых, территориальных и региональных) работает около 1 миллиона человек.
Формально ЦИК независим: состав комиссии на паритетных началах формируют Госдума, Совет Федерации и президент (по пять человек). В думской пятерке только два выдвиженца «Единой России». Но еще пятерых назначает президент, который возглавляет список партии.
Практически в каждой избирательной комиссии субъекта находятся действующие чиновники, что значительно укрепляет связи между властью и комиссиями среднего звена . Так же в состав участковых комиссий входят обычно учителя, сотрудники коммунальных и жилищно-эксплуатационных служб, которые более чем зависимы от местных администраций.
Так, по словам лидера подмосковного отделения партии «Патриоты России» Виктории Королевой, из 12 членов избирательной комиссии подмосковных Химок три человека работают в администрации города, еще шестеро — на муниципальных предприятиях.
Никто не любит проигрывать
Никто не любит проигрывать. А проиграв, каждый ищет оправдания. Так, и проигравшие на выборах партии могут попросту наговаривать на победителей. Поэтому зачастую оппоненты правящей власти, не имеющие возможности предъявить фактов существенных нарушений, не воспинимаются всерьез, а их обвинения так и остаются голословными.
Однако, по мнению авторов доклада «Движущие силы и перспективы политической трансформации России», опубликованного Центром стратегического развития, если на нынешних выборах в Госдуму «ЕР» получит порядка 70% голосов, то большинство населения сделает вывод не о популярности партии, а о нечестности выборов.