На сайте администрации Астрахани появился опрос о судьбе ерика Казачий. И сразу вызвал горячие споры. Еще бы: астраханцам предлагают проголосовать не за дизайн-проект благоустройства. Вопрос поставлен ребром: реабилитировать ерик как водный объект или засыпать его к чертям собачьим совсем.
Десять лет ожидания
Постановка вопроса неожиданна до шока. Да, ерик Казачий является болью жителей микрорайона и всего города. Когда-то проточный и относительно чистый, в последние годы он превратился в стоячее болото, заросшее камышом, заваленное мусором и дурно пахнущее. Астраханцы много лет обращались с просьбой реанимировать ерик во все возможные инстанции, в 2017 году Казачий даже попал в «зеленую папку» президента. И все эти годы его обещали восстановить, но никак не ликвидировать.
Проточность ерика много лет обеспечивали технологические сбросы Астраханской ГРЭС: станция забирала воду из Прямой Болды и сбрасывала в ерик Казачий, за что последний и прозвали Горячей речкой. Однако в 2011 году ГРЭС перешла на замкнутый режим. Сбросы в ерик прекратились. Сейчас водоем, фактически не имеющий истока (от Прямой Болды он отшнурован, и питать исток некому), питается только от устья – из ерика Кутум, расположенного ниже по течению. В отсутствие естественной подпитки наполнить ерик можно только искусственной подкачкой. Речь о строительстве насосной станции идет уже с десяток лет. Кроме того, все эти годы ерик обещают очистить от камыша и мусора (и периодически делают это, но результата хватает ненадолго), дноуглубить. Работы планировалось включить в программу оздоровления Волги. При прежнем правительстве заявляли даже о перспективе сделать Казачий еще одним полноценным внутригородским водоемом, провести берегоукрепление, благоустроить набережную.
Под занавес прошлого года губернатор Игорь Бабушкин сообщил, что уже и проектно-сметная документация на реабилитацию ерика готова.

И вдруг как гром среди ясного неба: а не зарыть ли нам ерик совсем?
Какие варианты предлагаются
Опрос на сайте горадминистрации предлагает проголосовать за следующие варианты:

Реакция астраханцев неоднозначна. От «да давайте засыплем все – и Кутум, и канал, и Волгу» до «восстанавливать ерик Казачий бессмысленно».
В соцсетях завязываются споры. Так, наш коллега, журналист и представитель регионального штаба ОНФ Михаил Путилин в комментариях в группе «Экология Астрахань» в Фейсбуке пишет, что ерик когда-то был проточным, но в 60-е годы прошлого века его отрезали от Болды, заменой стала перекачка воды ГРЭС. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы исправить причиненный экосистеме ущерб. Вадим Окороков, тоже наш коллега, считает, что качать воду в засохший ерик как-то странно, и напоминает, что множество ериков исчезли с лица Астрахани, и на их месте теперь стоят дома. Например, Криуша. «Казачий, в отличие от них, еще на месте», - возражает Михаил Путилин. «Ну как на месте, если он течь не может», - с сомнением отвечает Вадим.
Журналист-эколог Евгений Бабушкин склоняется к более «мягкому» варианту. «Разумнее всего было бы реконструировать территорию ерика Казачий, превратив русло в ряд отдельных городских водоёмов (прудов) с системой подачи воды или сообщением между собой самых глубоких частей, - пишет он. - Появятся и новые площади под самыми высокими и заросшими, без текущей воды участками русла ерика Казачий, которые можно использовать под дороги, переезды, рекреации и как зелёную зону самих новых прудов. Очистка всего русла трудоёмка, бессмысленна из-за несоответствия высот истока и устья и маловодья».
А депутат Госдумы Олег Шеин вообще удивился такой постановке вопроса. «Очень странный опрос. Есть же федеральная программа. Сегодня выясню что к чему», - написал он.
А мужики-то не знают
Вопрос действительно дискутивный. С одной стороны, конечно, хочется сохранить городской водный объект, особенно местным жителям, которые еще помнят, как купались в Казачьем. С другой стороны, реабилитировать полупокойника – слишком дорогое удовольствие. И это не разовые затраты. Для нормальной подкачки, говорят, надо построить едва ли не целое предприятие, а потом еще и содержать его. Ждать такого дорогостоящего подарка астраханцы могут еще десятилетие (особенно в свете коронавирусного сокращения бюджетов), а ситуация с ериком будет только усугубляться.

В общем, подискутировать есть о чем. Однако при всей обсуждаемости вариантов есть в этой ситуации нечто, вызывающее однозначную реакцию: неожиданность постановки вопроса. Даже некоторая обида, что ли. Ведь если возможность ликвидации ерика выносится на голосование – значит, у власти уже есть какие-то планы и виды. Однако никто общественность в известность не ставил. Никаких попыток объяснить, что к чему и откуда «растут ноги» у предложенных на голосование вариантов, не наблюдается. Ну, частичную засыпку ерика еще можно как-то связать с пробивкой улицы Куликова до Латвийской, предполагающей строительство моста через ерик Казачий. А откуда вариант полной засыпки ерика и строительства на его месте дороги?
Получается примерно как в ситуации со спиленными тополями на Лебедином озере. И тополя были старые. И новые деревья-большемеры на их месте уже посадили. И вроде бы ничего ужасного не произошло, а сколько было шума и возмущения? Думается, причина – в склонности власти делать все «втихаря», не то что не советуясь, а даже не ставя в известность общественность о планах, касающихся важных городских объектов. А когда поднимется волна возмущения – в явном нежелании идти на диалог.
Короче, хотелось бы немного ясности.














