Очень памятна ситуация 19 августа 1991 года, когда был создан ГКЧП, а президент России Борис Ельцин объявил это мятежом. Гужвин тогда отмежевался от мятежников и призвал на сессии облсовета поддерживать законно избранного президента РСФСР.
Но позже его отношение к самому Ельцину и президентским решениям менялось. Особенно, когда Борис Николаевич объявил о курсе на деидеологизацию политической жизни страны. И я помню, как тогда, на встрече с астраханскими писателями, Гужвин говорил, что это совершенно разрушительно для страны. Если у страны нет идеологии, то наступает анархия. Идеология нужна обязательно. Без идеологии не будет работать экономика, не будет должного воспитания молодежи.
А еще памятен визит Ельцина осенью 1992-го. Возле Братского садика собрались сотни людей, они жалуются на жизнь. Президент спрашивает Гужвина о средней зарплате в области. И журит, дескать, нужно к декабрю довести вот до такого уровня. Гужвин хмуро кивает, хотя… Как довести? В бюджете нет таких средств! Но приходилось молчать, ведь Ельцин – человек вспыльчивый и невоздержанный… И искать пути решения.
По отношению к простым людям Анатолий Петрович был очень отзывчивым человеком. При встрече со мной он всегда спрашивал: «Вы над чем работаете, Александр Сергеевич?». Сейчас подобный вопрос мне не задаст, увы, ни один нынешний руководитель. Гужвин ведь всегда старался найти возможность для финансирования краеведческих книг, хотя с финансами было совсем плохо. Он считал, что это очень важным, ведь если мы не будем представлять свой край в добром свете, то ничего у нас не получится. И помогал газетам с краеведческим содержанием, например газете «Астраханские известия». Вообще, Анатолий Петрович очень любил историю нашего региона, краеведческие книги перечитывал постоянно. Помню его высказывание: «Я всегда знал, что родился в самом замечательном месте на земле…».

Был участлив. Когда у меня сломалась коляска, Гужвин узнал, сразу же позвонил на Первомайский судоремзавод, и в течение двух дней коляску отремонтировали. Возможно ли такое в наше время?
Его очень любили писатели, поэты, представители творческой интеллигенции. Потому что помогал в сложнейших условиях, когда уже ни от кого другого поддержки не ждали. Когда мы поздравляли Анатолия Гужвина с 50-летием, Василий Лепилов, помнится, даже стих написал. И были там такие строки:
Поддержки ждут от вас культура
Артист, художник и певец
Писатель и литература
Без вас писателям конец
Всем нам Гужвина очень не хватает…
Предыдущие материалы:
Эпоха Анатолия Гужвина
Эпоха Гужвина. Часть первая. Пора тревог
Эпоха Гужвина. Часть вторая. Пора надежд














