Ведущий рубрики Сергей Синюков
Мы, по субботней традиции, листаем подшивки пожелтевших газет, интересуясь старинными новостями. Любопытно ведь, а что творилось в октябре, допустим, 1901 года? И спешим поделиться с вами.
Разъездились, понимаешь...
Похоже, проблема парковки на Больших исадах возникла раньше самого рынка. И наиболее наглые ездоки возмущали астраханцев и сто лет назад. Ну, а как тут не возмутиться?
«На Больших исадах ежедневно делают закупки разных съестных продуктов несколько лиц, которые пользуются особой привилегией ездить там, где другим это возбраняется. Проезжают по всем исадам на извознях и никто им этого не воспрещает. Понятно, что эта странная привилегия, для осуществления которой приходится прочую публику разгонять, вызывает безпорядок и справедливые нарекания многочисленных посетителей Больших исад. Такой привилегией пользуются содержатели и повара наших первоклассных ресторанов, какой-то упитанный старик и еще два-три субъекта. В минувшее воскресенье такой привилегированный большеисадинский покупатель, не обращая ни на кого внимания, проезжал на извозчике по месту главного скопища народа — на берегу Кутума, и чуть не задавил женщину».
ГАИ тогда не было, а вот городовые стояли. Но предъявить претензию «упитанному старику» они отчего-то не желали. Вот и приходилось общественности, как говорится, поднимать вопрос через газету.
Лежит на дне «Георгий»...
Пароходств и пароходов в Астрахани тогда было много. И случалось, что пароходы эти становились целой проблемой. Вот, к примеру:
«1 октября исполнилось ровно два года, как затонул в Астрахани, против пристани Восточного общества, пароход «Георгий» Подклетнова, бывший в арендном содержании у Коммерческого пароходства, и до сих пор он покоится на дне р. Волги. Никаких мер за два года по подъему парохода не принималось и, по-видимому, не принимается. Чем объяснить такое странное явление, что могли забыть (или хотят забыть?) целый пароход с полным грузом малосола, да еще на таком ходовом месте, в самом городе? Не может ли этот пароход оказать влияние на состояние форватера?».
Однако, осенью 1899 года не повезло не только «Георгию». Тогда случился сильнейший шторм, от которого пострадали десятки судов. Их буквально выбрасывало на берег. Некоторые затонули прямо в городской черте. Ветер в щепки разбил несколько пристаней и купален, а плавучую больницу от острова Четыре бугра вообще унес в море. Так что, похоже, даже через два года расчистить фарватер не могли. Или, как подозревает «Астраханский листок», не хотели.
Оставьте палисадники!
В том октябре много вопросов вызвало намерение городской управы обязать астраханских домовладельцев уничтожить палисадники и загородки растений у своих домов. Видимо, их эстетический вид был не безупречен, но…
«Такое требование равносильно уничтожению всех древесных насаждений, включая скверы. И теперь, при существовании палисадников и загородок, всякому известно каких трудов и затрат стоит сохранить деревцо на улице. Первыми врагами являются бродящие по улицам домашние животные, затем мальчишки, сбивающие цветы у акаций и безжалостно обламывающие ветви, свиньи, вырывающие корни и т. п. Без загородки дерево вообще обречено на гибель, так как завтра же оно будет сломано, ободрано, исковеркано. За что же такое требование к единственному украшению нашего убогого города? Воздуху у нас мало, пыли масса, негде и нечем дышать, летом негде укрыться от жары. И при таких ужасных условиях требование — снимите загородки и палисадники».
И газета совершенно справедливо апеллирует к опыту других городов, где, напротив, домовладельцев обязывают сажать деревья. А резные палисады являются украшением. Но выражение «нашего убогого города», конечно, излишне категорично. Хотя… это было 123 года назад.
А почем у вас огурцы соленые?
Цыплят по осени считают. Овощи тоже. Тогда Астрахань еще не называли «всероссийским огородом», но местные огурчики-помидорчики уважали. И астраханцы «экспортировали» их в серьезных масштабах.
«Огородных и бахчевых овощей в заготовленном виде — солеными, маринованными и прочими в текущую осень из Астрахани в порты Каспийского моря вывозится значительное количество. Соленых огурцов заготовлено до 15 тысяч бочёнков, величиной каждый приблизительно на 300 штук, продажная цена на бочёнок держится 90 коп. Запасы остались незначительные, поэтому лавочники в городе думают, что зимой цена на соленые огурцы неминуемо и серьезно повысится. Вообще заготовка томатов, пикулей и огурцов в Астрахани с каждым годом увеличивается. Для выработки томатов построено в текущем году заводское здание».
Вот какая самоотдача! Огурцы вывозим, аж себе не остается! Киса Воробьянинов, как любитель закусить соленым огурцом, вздумай он посетить зимой тогдашнюю Астрахань, остался бы недоволен ценой.
Отцы и дети
Времена стояли далекие от либеральных, посему и нравы были соответствующими. Хотя и на этом фоне случались вещи, удивлявшие горожан своим «чрезмерием».
«В четверг на Малых исадах, около 11 утра произошел случай, возмутивший даже исадинских торговцев, вообще не обладающих слабыми нервами и не страдающих избытком чувства сожаления. Один рыбник, ударом толстого черенка от метлы по голове своего сына, мальчика 12 лет, едва не убил его. Мальчик потерял сознание и не приходил в себя. Окружные торговцы и торговки потребовали городового и мальчика отправили в приемный покой. На извозчика ребенка несли на руках. В каком положении он находится сейчас мы не знаем, но дикий отец был затребован в I участок, где и задержан. Мальчик, по словам всех, действительно баловник и шалун, почему частенько подвергался наказаниям со стороны отца».
Газетчики прошлого всегда старались быть объективными. Вот и здесь констатируется, что «действительно баловник и шалун». То есть, то, что пацану прилетело черенком по черепу — заслуженно. Можно и такой вывод сделать. Кстати, избиение детей — мелкая бытовуха той поры. Если без смертоубийства или покалечения, то виновнику грозил только штраф, до ювенальной юстиции было еще далеко.
Фото с сайтов: pikabu.ru, astralist.info, ru.pinterest.com