Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети

Человек из города А. Она пела, даже умирая

https://punkt-a.info/news/glavnoe/chelovek-iz-goroda-a-ona-pela-dazhe-umiraya
Пункт-А
Человек из города А. Она пела, даже умирая
09-09-2023 \\ Просмотров (850)
09-09-2023

В этой рубрике мы писали об астраханке Валерии Барсовой, которую пресса называла «Русским соловьем». А была в нашем многонациональном городе певица, которую называли «Армянским соловьем». Она родилась и умерла в Астрахани, но за свою короткую жизнь успела покорить своим пением Санкт-Петербург, Париж, Милан, Неаполь и многие другие города Европы. Сегодня мы вспоминаем Надежду Папаян.

Поющая гимназистка

Она родилась в 1868 году в семье астраханского армянина Амвросия (Амбарцума) Папаяна. Отец владел небольшой лавкой, торговал сладостями и табаком. Мать Елизавета Папаян (в девичестве Котоян) была домохозяйкой, и очень любила пение. Наверное мамины романсы, исполняемые тихими зимними вечерами, и приобщили девочку к искусству, вызывая желание петь. Она рано выучилась игре на фортепиано, и уже к семи годам любила умилительно изображать оперную певицу.

Поступив в Мариинскую женскую гимназию, девочка не оставила свое увлечение. И стала «примадонной» гимназического хора. Во время учебы она познакомилась со знаменитым тенором Кипсе, который гастролировал в Астрахани. Он прослушал ее, пришел в восторг и настоятельно рекомендовал продолжать музыкальное образование. Надя отправилась в столицу. И там ее лирическое сопрано потрясло экзаменационную комиссию Консерватории во главе с Антоном Рубинштейном. Поступила. И очень быстро вошла в число редких студенток, которым доверяли выступать на консерваторских вечерах и празднествах. Это было признание.

Увы, но во время учебы появились проблемы со здоровьем. Петербургский климат, как говорят, не самый лучший в мире, сделал свое дело. Педагоги посоветовали девушке поехать подлечиться в солнечную Италию. И здесь она смогла совершенствовать навыки в студии маэстро Вилли Фиорито, где голос Папаян достиг идеального звучания. Она стала выступать, и скоро влюбила в себя Италию. Ей посыпались лестные предложения – театры «Ла Скала», «Сан-Карло» и «Альгамбра» предлагали свои сцены. Но Надежду тянула на родину.

«Браво, Папаян!»

130 лет назад, 29 сентября 1893 года Надежда Папаян дебютировала в Тифлисской опере. Она исполнила партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». А в партии Мефистофеля дебютировал двадцатилетний Федор Шаляпин. Спектакль имел оглушительный успех. И ее впервые назвали «армянским соловьем».

«Самый большой успех был у молодой певицы Папаян: ее выступление было игрой выдающейся драматической артистки, все спетые ею ноты прекрасны. В верхнем регистре ее голос звучит приятно и имеет редкую – серебряную – чистоту. В нем проявляется сила артистки и секрет ее успеха», - так о ней писала пресса тех лет.

В Тифлисе даже появилась определенная «мода» - после выступления артистки на нее из лож сыпался дождь из разноцветных бумажек (были и купюры), на которых было написано: «Браво, Папаян!».


Далее - успех, слава, аплодисменты! Гастроли - Баку, Ростов-на-Дону, Киев, Таганрог, Одесса, Москва. Папаян переезжает в Санкт-Петербург. Работа в летнем театре «Аркадия» и Мариинском театре. Десятки образов и партий! Среди них - Марфа («Царская невеста», Н. Римский-Корсаков считал певицу одной из лучших исп. этой партии), Маргарита («Фауст»), Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Елизавета («Тангейзер»).

Покорял слушателей и камерный репертуар, состоящий из произведений П. Чайковского, А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова, Б. Годара, Ж. Массне, а также романсы армянских композиторов и армянские народные песни. Кстати, именно армянскими песнями Надежда Папаян любила заканчивать свои концерты. И наотрез отказывалась русифицировать свою фамилию на афишах в «Надежду Папаеву».

Последняя ария

Современники писали, что Папаян обладала мощным, красивым голосом кристально чистого тембра и широкого диапазона, утонченным художественным вкусом, драматическим темпераментом, имела яркую сценическую внешность. И, конечно же, ей прочили долгую и славную творческую жизнь. Тем более, что предложения от европейских театров продолжали поступать. Но судьба распорядилась иначе. Надежда Амвросиевна погибла в родной Астрахани от рук грабителей в возрасте 37 лет.

Она приехала в Астрахани хоронить мать, скончавшуюся от болезни. И задержалась здесь, ожидая письма из Парижа. В один из декабрьских вечеров они с отцом неторопливо пили чай, когда в дверь постучали. Гости представились «студентами», и попросили мировую знаменитость выступить на якобы предстоящем благотворительном концерте. Надежда пошла налить гостям чаю и услышала грохот. Обернувшись, она увидела, как один из «студентов» напал на отца. Пытаясь встать между ними, Надежда получила удар кастетом по голове.

Позже установили что грабители были уверены - приехавшая певица хранит дома бриллианты и деньги. Ничего не нашли, бежали. При этом оставили на полу смертельно раненую женщину. Три недели врачи пытались спасти Надежду, но безуспешно. Сообщалось, что лишь перед смертью она пришла в сознание, и еле слышно спела свою последнюю арию - Виолетты из «Травиаты» Верди, заставив весь медицинский персонал безудержно рыдать.

Она пела, даже умирая… А в день, когда Надежду Папаян хоронили, на ее имя пришла долгожданная телеграмма из Парижа с приглашением на работу в знаменитую «Опера-комик».


В наше время известный астраханский краевед Александр Марков написал и выпустил биографическую книгу о великой певице.





Новости СМИ2


ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль