Друзья! Мы давно и много пишем о нашей Астрахани, стараясь охватить самые разные стороны ее жизни. История и экология, обычаи и традиции, хозяйство и быт, особенности и достопримечательности – все это составляет красочную палитру для изображения малой родины. Но… Она была бы неполной и несколько блеклой, если бы… не люди. Порой мы просто не задумываемся - какие невероятные личности в прошлом жили здесь, в нашем замечательном городе! И сколько всего интересного с ними связано!
Исходя из этого, мы решили трансформировать нашу субботнюю рубрику «Астрахань и астраханцы». Рассказывать в ней именно о людях. Их жизнь была связана с Астраханью. И они вошли в историю России и мира. Мы так и назовем эту рубрику: «Человек из города А».
Человек из города А на букву А
А первым героем новой рубрики станет человек удивительной судьбы. Настолько удивительной, что удивительно, что о нем еще не сняли сериала. И не поставили ему памятника в нашем городе.
Когда-то он голодал и побирался у церквей в центре Астрахани. А потом увидел военный оркестр и… Стал музыкантом и композитором. Он играл на похоронах В.И. Ленина, он организовал духовой оркестр из беспризорников, он дирижировал сводным оркестром на историческом параде 7 ноября 1941 года, он участвовал и в победном параде 1945 года. Но главный его жизненный успех – марш «Прощание славянки», который по праву можно считать одним из патриотических символов России. Звали этого астраханца Василий Иванович Агапкин.
От паперти до пюпитра
Правда, родился Вася Агапкин не в Астрахани, а на Рязанщине, в 1884 году. Но очень скоро его семья в поисках заработка переехала сюда, в теплые, и, как казалось, сытые края. А далее – беда. Еще во младенчестве Василий Агапкин потерял мать, а в девять лет и – отца, надорвавшегося в порту. Жил в крайней нужде с мачехой и младшими сестрами. Просил милостыню, помогал соседям за хлеб. И вот, как-то, собирая подаяние, увидел на улице военный оркестр. Обомлел от счастья, и… бежал за ним до самых ворот военного городка 308-го резервного Царёва батальона. Увидев в составе оркестра таких же мальчишек, как и он сам, Вася уговорил мачеху показать его капельмейстеру. И вдруг оказалось – у пацана абсолютный слух! Его взяли корнетистом, и вскоре он стал лучшим в оркестре.
Уже к 16 годам Василий из Астрахани уехал на Кавказ. Служил сначала вольнонаемным, а потом по призыву в различных пехотных и драгунских полках, расположенных в Петровске (ныне Махачкала), Грозном, Александрополь (ныне Гюмри), Тифлисе (ныне Тбилиси). По окончании службы в декабре 1909 года, Василий Иванович мечтал попасть на учёбу в Москву, но жалованья не хватило. Поехал в Тамбов для поступления в тамошнее музыкальное училище.
Прощаются славянки, а слышит весь мир
В 1912 году Турция начинает войну на Балканах. Снова Сербия, Черногория, Болгария в огне и крови. В России это вызывает праведный гнев. Газеты того периода содержат призывы к населению с просьбой о помощи братьям-славянам. Российские добровольцы едут на балканскую войну.
Василию Агапкину – 28 лет. Он служит в 7-м запасном кавалерийском полку в Тамбове. И охваченный патриотическим порывом, пишет марш, который посвящает всем славянским женщинам, отправляющих своих ужей на войну. Марш написан быстро, легко, эмоционально, как это и бывает с гениальными произведениями. Впрочем, некоторые музыковеды считают (об этом есть даже упоминание в «Википедии»), что Василий Иванович взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904–1905 годов «Ах, зачем нас забрили в солдаты, угоняют на Дальний Восток?» и обработал её.
А вот название «Прощание славянки» придумал не Агапкин, а помогавший ему Яков Иосифович Богорад, капельмейстер в 51-м пехотном Литовском полку. Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрёл невероятную популярность. Особенно к месту и ко времени марш «Прощание славянки» пришёлся на начало 1-й Мировой войны — он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также их коллегами во Франции и странах Балканского союза.
Далее – везде. Этот марш знают и любят в Болгарии, Польше, Словакии, он известен во всей Европе, Америке, Японии и даже в Африке. Это – мировое достояние и шедевр военно-дирижерского искусства.
Марш «Прощание славянки» стал традицией для церемонии проводов воинских поездов, и вообще, для отправки в армию. По крайней мере, в советское время, в Астрахани, звуки этого марша сопровождали призывников, выходящих из областного военкомата. И в гражданских целях эту музыку тоже использовали – для отправки китобойных флотилий, эшелонов на целину и даже – «бамовских» студенческих отрядов. А пассажирские теплоходы на Волге и сейчас отходят под пронзительные аккорды этого марша.
Оркестр гремел басами!
Вся дальнейшая жизнь Василия Агапкина – это музыка и служба. Точнее – служба и музыка. После революции вступил в ряды Красной армии, и во время антоновского мятежа чуть не погиб, но белые не стали убивать известного композитора. В 1922 году Агапкин возглавил оркестр 117-го особого полка ОГПУ. Этот оркестр в 1924 году принимал участие в похоронах Ленина. В 1930 году он занял должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ. Про парады в начале и в конце войны мы уже упоминали – это была по-настоящему историческая миссия для военного музыканта и дирижера Агапкина. Еще одна интересная деталь – сводным оркестром, который на Красной площади провожал в последний путь И.В. Сталина, тоже руководил Василий Иванович Агапкин.
В 1955 году 71-летний полковник Агапкин вышел на заслуженную пенсию. Его общий военно-музыкальный стаж к тому времени составил 62 года!
Василия Агапкина не стало в 1964 году. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его знаменитая труба хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Памятники Агапкину установлены в Тамбове и Рязани, а в Москве, на Белорусском вокзале установлен памятник самому маршу «Прощание славянки» - единственный в своем роде. Именем В.И. Агапкина названа детская школа искусств, находящаяся в городе Михайлов Рязанской области и улица в городе Тамбове. Да что там говорить, гимном Тамбовской области стал марш «Прощание славянки».
… В Астрахани память Василия Агапкина никак не увековечена. Когда-то, в перестроечные времена поступали предложения о том, чтобы назвать его именем улицу или переулок. Не назвали. В 2018 году, когда шло голосование по имянаречению астраханского аэропорта, фамилия Агапкина появлялась в предлагаемых вариантах. Не получилось. Жаль. Ведь славный путь замечательного композитора начинался именно здесь…
Пусть даже и на паперти…