Так называют этого человека поклонники живописи, отдавая дань уважения коллекционеру и популяризатору искусства. Однако, для широких масс имя Павла Михайловича Догадина вновь засверкало яркими красками только после 2007 года, когда Астраханской картинной галерее вернули его имя. До того, на протяжении почти 50 лет, она называлась Кустодиевской. Но ведь основал ее и передал в дар городу именно Догадин.
Инженер с художественным вкусом
Татьяна Слободских, автор книги о Догадине, называет его представителем особого сословия - «купеческой аристократии», из среды которой выходили знатоки древних рукописей, книг, предметов старины и изобразительного искусства. Именно они и оставляли после себя богатейшие коллекции, впоследствии пополнившие музеи.
Павел Михайлович Догадин родился в 1876 году в семье астраханских купцов. Его отец был известным в городе человеком, даже избирался гласным Городской думы. Павел окончил Астраханское реальное училище, причем еще во время обучения состоял в кружке живописи, руководил которым известный художник Павел Власов. Но, несмотря на отличную отметку по рисованию, в живописцы Догадин не пошел. Родители рекомендовали ему точные науки. И с их подачи поступил в Московское Императорское техническое училище — кузницу инженерных кадров. По окончанию учёбы, в 1991 году, его направляют работать на Коломенский машиностроительный завод. Но страсть к искусству в душе остается, а художественный вкус развивают книги и выставки.
Торговать, чтобы собирать
Однако инженерная карьера была недолгой. В 1907 году в Астрахани умирают родители Павла. И он вынужден вернуться. На правах старшего сына Догадин берет на себя ответственность за дальнейшее развитие семейной коммерции. Есть чем заняться — семье принадлежали торговый дом «М.П. Догадин и сыновья», специализировавшийся на торговле скобяными изделиями. На Казачьем бугре стоял Догадинский кирпичный завод и располагалась одноименная роща. И даже гостиница имелась в центре города, на улице Шоссейной (ныне Адмиралтейской). Так что забот - полон рот!
Но, наладив торговые дела, купец Павел Догадин уже всерьез заинтересовался произведениями искусства. Теперь эта тяга подразумевала и финансовые возможности. Как сообщает сайт Астраханской государственной картинной галереи им Догадина: «1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого, затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства».
Увлеченный коллекционер
Время идет быстро, но к 1918 году Догадину удалось собрать более 130 шедевров! Своеобразный рекорд был установлен в 1915 году, когда коллекционер закупил 28 произведений живописи, в том числе левитановскую картину «В парке» стоимостью шесть тысяч рублей!
Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну. Не обходил вниманием Павел Михайлович и работы астраханских художников. В итоге частное собрание картин стало предтечей образования одной из самых колоритных галерей российской провинции. А душевную страсть увлеченного человека позже назовут настоящим гражданским подвигом. Ведь только после кончины Павла Михайловича выяснится, что он все свои средства тратил на картины, и на «черный день» ничего не припас.
Хранитель
«Черный день» для имущих людей наступил после революции. И бывшему купцу Догадину пришлось пережить многое. Так, на него донесли соседи, утверждавшие, что в его доме (сейчас Красная набережная, 39 — место первой галереи) хранится золото. Чекисты тщательно обыскали всю усадьбу, но нашли только… картины. Купца отпустили. А он вскоре заявил о готовности передать всю коллекцию городу. В душе понимая, что в столь поворотные для страны времена ему в одиночку ее не спасти.
В октябре 1918 года Догадин подал заявление в культурно-просветительный отдел Совета Профессиональных Союзов о желании пожертвовать свое собрание «С целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани». 15 декабря 1918 года картинная галерея открыла свои двери для посетителей. А сам Догадин был назначен заведующим и хранителем музея. Он и просил этого у новой власти — стать пожизненным хранителем. И еще просил указания на предметах, что они пожертвованы Павлом Михайловичем Догадиным. Кстати, жалованья за свою работу он не получал. И не просил.
Догадин недолго проработал хранителем - чуть более года. Осенью 1919 года он скончался от тифа. Ему было всего 43 года. А коллекция продолжала жить, разрастаясь и увеличивая площади экспозиции. Сегодня коллекция Павла Догадина – основа собрания Астраханской картинной галереи, уже устоявшийся туристический маршрут. Ныне фонды астраханской картинной галереи насчитывают больше 20 тысяч произведений искусства. А имя купца-собирателя стало важной частью культурной истории нашего города.