Ох, и интересный народ — астраханцы! Кого только наша губерния не являла миру! Добавляя очередного героя в эту рубрику, мы не перестаем удивляться. И хотя каждый герой уникален, Никифор Алексеевич Бегичев выделяется даже на этом славном фоне. Много ли вы знаете людей, чьим именем названы целых два острова и сухогруз? А жизнь его — основа для увлекательнейшего приключенческого романа.
С Волги — в Северный Ледовитый
Никифор Бегичев родился зимой 1874 года, в городе Царев Астраханской губернии. Сейчас это территория Волгоградской области. Все детство провел на Волге, и вряд ли тогда предполагал, что игры в кораблики приведут его на большие корабли, и сделают первооткрывателем новых земель.
Никифору исполнился 21 год, когда он попросился служить на флот. Его направили в Кронштадт, где и начались первые странствия. За время флотской службы Бегичев избороздил Атлантический, Индийский и Тихий океаны, трижды ходил из Кронштадта к Антильским островам, не раз пересекал экватор. И на учебном судне «Герцог Эдинбургский» участвовал в кругосветных плаваниях. Начинал матросом, быстро стал боцманом, и через несколько лет считался заправским моряком.
В 1899 году он делает решительный шаг — соглашаясь идти в полярные льды. Это предложение молодому, но дерзкому моряку, сделал лейтенант Матисен, который набирал команду для русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля. Она должна была отправиться в Северный Ледовитый океан на поиски таинственной Земли Санникова. И изучить Северный морской путь. Что же, три океана Бегичеву уже покорились. И он не сомневался, что покорит четвертый.
К Земле Санникова
Покорять Север команда барона Толля отправилась на парусно-моторной шхуне «Заря». А непосредственным командиром Бегичева стал лейтенант Колчак, впоследствии знаменитый адмирал и даже, по версии белого движения, Верховный правитель России. Шхуна Бегичеву не понравилась, он принялся наводить порядок. И… поссорился с Колчаком. Видимо, оба были слишком энергичны.
Приключения и проблемы начались очень скоро. В сентябре 1900 года шхуна «Заря» упёрлась в стену льда, и встала на зимовку, продолжавшуюся 11 месяцев. Моряки собирали и записывали гидрологические, метеорологические и геофизические наблюдения, создавали новые карты. Только в августе освободились от ледяного плена, буквально выпиливая судно ручными пилами!
Медленно дошли до мыса Челюскина — самой северной точки Евразии — и двинулись по морю Лаптевых, высматривая легендарную Землю Санникова. Об этой земле, кстати, Владимиром Обручевым был написан прекрасный фантастический роман. Найти ее мечтали многие моряки того времени.
В эти дни Бегичев записал в своем дневнике: «Начальником была обещана премия тому, кто первый увидит Землю Санникова. Но, увы! Сколько мы ни смотрели в трубы и бинокли, Земли Санникова не видели. Много раз меняли курс, но всё бесполезно, — Земли не было…»
Потом была вторая зимовка у острова Котельный. И опытный боцман Никифор Бегичев организовывал строительство домиков из «плавняка», устраивал охоту на диких оленей, контролировал дежурства — то есть обустраивал сложную полярную жизнь.
На исходе весны барон Толль отправился на остров Беннетта в сопровождении погонщиков собак Василия Горохова и Николая Протодьяконова. Бегичева с собой не взяли, хотя он очень просил. Вскоре барон и его спутники погибнут. Но оставшаяся часть экспедиции об этом не знала.
Спаситель Колчака
В 1903 году было принято решение собрать новую экспедицию, чтобы найти и спасти группу Толля. Руководить поисковой операцией назначили Колчака. Совершенно логично, что в группу вошел и Бегичев, не особо ладивший с Колчаком. Но ссоры-ссорами, а на Севере без поддержки не выжить. И раскрывается человек в сложных ситуациях по-настоящему.
Спасательная санно-шлюпочная экспедиция на десяти нартах и вельботе достигла острова Беннетта, где предположительно пропал Толль. И здесь чуть не лишилась своего командира. Спас Колчака Бегичев. Вот как он писал об этом: «Я шёл передом, увидел впереди трещину, с разбегу перепрыгнул её. Колчак тоже разбежался и прыгнул, но попал прямо в середину трещины и скрылся под водой. Я бросился к нему, но его не было видно. Потом показалась его ветряная рубашка, я схватил его за неё и вытащил на лёд… Но это было недостаточно — под ним опять подломился лёд, и он совершенно погрузился в воду и стал тонуть. Я быстро схватил его за голову, вытащил еле живого на лёд и осторожно перенёс… к берегу».
Будущий «Верховный правитель России» не забыл этого спасения, и потом всегда помогал Бегичеву. Более того, на свадьбе Колчака Бегичев был поручителем со стороны жениха.
Увы, Толля не нашли. Но экспедиция оправдалась с научной точки зрения - были подробно описаны Новосибирские острова и прилегающие к ним полярные берега Сибири.
Человек-легенда
Нам очень сложно уместить в этом небольшом материале все подвиги нашего героя. Ведь без ложного пафоса его вполне можно было бы сравнивать с Нансеном, Амундсеном, Пири и другими легендарными полярниками. Даже краткие штрихи биографии Бегичева вызывают искреннее уважение.
В русско-японскую войну участвовал в обороне Порт-Артура, на миноносце «Бесшумный», в должности боцмана. Награжден Георгиевским крестом IV степени.
На лодках, собаках, оленях и даже пешком он объездил и обошёл практически весь Таймыр и внёс множество уточнений в карту полуострова. Главным его открытием стали два острова в Хатангском заливе, которые теперь носят его имя, — Большой и Малый Бегичев.
В 1906 году он уехал в Туруханский край, занялся пушным промыслом. И вскоре стал желанным гостем во всех стойбищах эвенков и якутов, потому что… никогда их не обманывал. Называли его Улахан Анцыфер — Большой Никифор.
В 1915 году возглавил доставку почты и эвакуацию на оленях части моряков с барка «Эклипс», отправленного на поиски пропавших экспедиций Брусилова и Русанова, а затем с застрявших во льдах у северо-западных берегов Таймыра ледокольных пароходов гидрографической экспедиции «Таймыр» и «Вайгач».
Группа моряков с ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» на палубе «Эклипса» перед отправкой на материк. В первом ряду справа – Никифор Бегичев. Публикация из книги Никиты Болотникова «Никифор Бегичев/исследователь Русского Севера, 1874–1927»
С 1921 года участвовал в советско-норвежской экспедиции по поискам — Тессема и Кнудсена — двух пропавших на Таймыре членов экспедиции Руаля Амундсена 1918—1920 годов на шхуне «Мод» и обнаружил останки одного из них. В 1922 году в экспедиции геолога Н. Н. Урванцева спустился на лодке по реке Пясине и на берегу острова Диксон нашёл скелет другого спутника Амундсена.
Никифор Александрович Бегичев большую часть жизни посвятил Северу. Здесь и умер весной 1926 года. От «северной» же болезни — цинги. Его похоронили возле зимовья на берегу реки Пясина.
Памятник на могиле Никифора Бегичева в поселке городского типа Диксон (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край)