На днях «ПУНКТ-А» уже публиковал итоги альтернативного замера КПД парламентариев, который провел сайт «Депутат.Клуб». Но там велик субъективный фактор (слишком сильно оценка зависит от предвзятости экспертов) и нет той глубины погружения, которой хотелось бы получить. Действительно, до сей поры, кажется, никто еще не анализировал в деталях, а что за законопроекты пишут наши депутаты (и пишут ли вообще), и какова судьба их инициатив.
Это не так просто сделать: законотворческий процесс – штука довольно запутанная. Картотека портала DUMA.GOV.RU – а точнее, раздел автоматизированной Системы обработки законодательной деятельности (СОЗД) – место перенасыщенное информацией. Так что требуется довольно много усидчивости и терпения, чтобы выяснить в подробностях, чем вообще все прошедшие четыре с лишним года занималась четверка астраханских представителей в нижней палате федерального парламента.
Чтобы не было обид, разбирать будем в алфавитном порядке: начнем с Николая Арефьева (КПРФ), потом проанализируем законотворческий путь Александра Клыканова («Единая Россия») и Леонида Огуля («ЕР»), и завершим обзор законодательными подвигами Олега Шеина («Справедливая Россия»).
Итак, поехали!
Николай Арефьев
71-летний депутат, выпускник Рыбвтуза и Саратовской высшей партийной школы, трудится в федеральном парламенте с 1995 года. Был депутатом четырех созывов. И надо сказать, что к началу текущего созыва коммунист подошел с интересным багажом:
- Так, в архиве второго созыва (1995-1999) за Николаем Васильевичем числится 16 законопроектов. Из которых были приняты... пять. И тут довольно любопытная ситуация, если вспомнить, что во втором созыве КПРФ доминировала в нижней палате, имея треть голосов.
- В архиве третьего созыва (1999-2003) астраханский коммунист стал более активен: он породил уже 54 инициативы. Притом 16 из них завершили рассматривать уже в следующих созывах… Но плодовитость и результативность – это все-таки не одно и то же: 2 (ДВА) законопроекта за авторством Николая Арефьева обрели статус законов России. Да уж...
- На протяжении шестого созыва (2011-2016) Николай Васильевич стал автором и соавтором 31 инициативы. И целых пять из них были приняты Госдумой.
Будем справедливы: среди этого не густого перечня есть действительно большие документы – например, ФЗ «О ГУПах и МУПах» (написанный в соавторстве с Юрием Лужковым). Википедия также отдельно упоминает законопроект Николая Арефьева от 2000 года - "о госбанке России", который должен был заменить независимый Центробанк: авторы энциклопедии сообщают, что хотя арефьевский проект был снят с рассмотрения, его положения нашли отражение в альтернативном президентском законе, благодаря которому был учрежден Банк России.
Тем не менее, в активе астраханского коммуниста есть и поправки к уже действующим законам, вносящие уточнения на пару абзацев или даже строк. Оставим читателям право самостоятельно решить, много или мало наработал Арефьев… Забегая вперед, отметим, что у единороса Александра Клыканова за его единственный неполный созыв принято 36 законодательных инициатив. У Леонида Огуля (тоже только за этот созыв) – 45.
Седьмой созыв
Впрочем, перейдем к более близкой исторической перспективе. В 2016 году Николай Арефьев избрался в Госдуму РФ в четвертый раз. И без остановки продолжил законотворческую активность. Даже скажем больше: нарастил темпы. В статистике СОЗД отмечается, что к настоящему моменту в активе у Николая Васильевича числится 185 законопроектов, соавтором которых тот является.
То есть, с конца 2016 по 2020 год депутат принял участие в создании 84 законопроектов. Это много.
Но разница в том, что из 84 попыток успешными у Арефьева оказались только… ТРИ:
- законодательная инициатива 2016 года о запрете офшорным компаниям принимать участие в приватизации;
- законопроект по совершенствованию агролесомелиорации (2019 года);
- и инициатива о безопасном обращении с пестицидами (2019).
А что не принято?
Впрочем, тут стоит сказать пару слов в защиту. В парламенте (не только федеральном) уже давно установилась практика, когда инициативы меньшинства встречают отпор под любыми предлогами – и в лучшем случае могут позже выстрелить уже в виде альтернативного законопроекта за авторством единоросов. Хорошие идеи просто могут украсть.
Так может, те самые восемь десятков отклоненных законопроектов товарища Арефьева разворовали злобные завистники? А давайте смотреть.
- В ходе текущего созыва Николай Арефьев четырежды выдвигал законопроекты «о выходе из Марракешского соглашения по ВТО» – один раз в 2017 году и трижды в 2018-м…
- Также четырежды Николай Арефьев стал соавтором законопроекта «О детях войны» – в 2016, 2017, 2018 и в 2019 годах.
- Четырежды товарищ Арефьев выдвигал инициативы о возвращении системы распределения для выпускников вузов – но не добился успеха;
- Дважды астраханский коммунист выдвигал законопроекты «О знамени Победы» – оба отправились в отвал.
- Еще два законопроекта за авторством Арефьева в 2018 году касались возвращения государственной монополии на производство этилового спирта. Не прошли.
- Также два раза Николай Арефьев со товарищи заносил в Госдуму законопроекты о прогрессивной шкале НДФЛ – чтобы богатые с личных доходов платили больше, чем простые граждане. Не получилось.
- Есть также в архиве два законопроекта 2018 года о повышении МРОТ до уровня ПМ (прожиточного минимума).
- Есть закон о пересмотре итогов приватизации и еще один – об основах национализации (оба 2019 года).
- На рассмотрении находится инициатива Арефьева о ратификации Конвенции ООН против коррупции.
Само собой, коммунисты на волне хайпа вокруг пенсионной реформы выдвигали инициативу о моратории на повышение пенсионного возраста. И само собой, она была отклонена. Николай Васильевич был в соавторах.
Что из этого «украли»? Да похоже, что практически ничего: разве что идею с выравниванием МРОТ и ПМ, а также прогрессивную шкалу (обе идеи озвучил Путин). Плюс, в некоторых регионах (в т.ч. в Астраханской области) к выборам все-таки приняли законы о «детях войны»…
Остальное же напоминает довольно громкий коммунистический трезвон лозунгами, заведомо обреченный на мусорную корзину – но с возможностью напоминать электорату: смотрите, мы пытались…
Получается странный диссонанс: депутат Арефьев с трибун рассуждает о высоком, про национализацию и конвенции ООН. А реальный итог его работы – это закон про пестициды. Это прискорбно.
В следующей серии разберем итоги четырехлетнего законотворческого пути по другой тропинке: вторая часть будет посвящена депутату «Единой России» Александру Клыканову.
Продолжение следует…
Все фото: duma.gov.ru