Евгений Минченко и его холдинг Minchenko Consulting считаются близкими к Кремлю экспертами, которые консультируют различные органы государственной власти, также они работали в более чем ста избирательных кампаниях в России и ближнем зарубежье. В своем новом докладе политологи описывают возможные сценарии сохранения власти действующей политической элитой.
«Брекзит-эффект»
По мнению экспертов, выборы 9 сентября 2018 года показали, что Россия попала в мировую волну популистских настроений — «брекзит-эффект». Они связывают это с мировым финансовым кризисом 2008 года и его последствиями, а также вытеснением социальными сетями официальных СМИ. В качестве примера они приводят успех на президентских выборах в США Дональда Трампа, успех на парламентских выборах в Европе евроскептиков и националистов, а также Brexit — выход Великобритании из ЕС. Таким образом, в западных странах, включая Россию, возникли «антиэлитные» настроения.Старый политический порядок с правыми, левыми и центристскими партиями теперь не отвечает желаниям избирателей. Главное качество, которого ждут российские избиратели от партий — борьба против власти и олигархов.
Россияне против партий и олигархов
Согласно поквартирному опросу РАНХиГС, россияне критически относятся к существующим партиям — 42% опрошенных не смогли назвать партию, которая выражает их интересы. 72% — негативно относятся к партийной системе в целом. Примерно четверть опрошенных считают, что партии выражают в первую очередь интересы богатых людей и олигархов; на втором месте власть—17% и сами партийцы — 12%.Это объясняет общий фон настроений россиян. 45% россиян в целом довольны ситуацией, 52% недовольны. Причем однозначно негативные отзывы звучат значительно чаще уверенных позитивных: совершенно не довольны состоянием дел 20% респондентов, а вполне довольны только 8%Какие партии нужны россиянам
Самый востребованный вариант — «народная» партия. Чтобы стать такой, она должна выдвигать на выборы «простых людей» и быть созданной по инициативе «простых людей». Также она должна бороться с чиновниками и обходиться без поддержки олигархов. Политологи считают, что с такой ролью может справиться как лево-популистская партия, так и либеральная партия, с акцентом на борьбу с чиновниками. При этом парламентская оппозиция эту нишу занять не может, она уже воспринимается как часть власти. Практика негласных соглашений с властью по кадровым вопросам является для них как помощью, так и ограничителем.Возврат в «докрымскую» эпоху
Текущую ситуацию россияне оценивают хуже «брежневского застоя», большинство из которых воспринимает его как время стабильности, а сегодня они чувствуют только стагнацию. Отсюда одновременно идет рост социальной апатии и протестных настроений. Такие настроения, включая антиэлитный настрой, были у россиян до присоединения Крыма к России. В пример эксперты приводят успех политика Алексея Навального на выборах мэра Москвы, когда он получил 27% голосов — больше, чем вся парламентская оппозиция.Выборы 9 сентября у одной части населения вызывают воодушевление, а у другой боязнь безвластия и сокращение финансирования со стороны федерального центра.
Главная характерная особенность протестов в 2018 году — локальность: протесты против строительства мусорных полигонов, протесты в Ингушетии и т. д. Их в этом году стало значительно больше. Успех локальных протестов может вызвать «эффект домино» — протестную на волну на федеральном уровне.
Эксперты выделяют два ключевых повода для таких настроений —повышение пенсионного возраста и исчерпание мобилизационного ресурса от страха перед «внешними врагами».
Что будет делать Кремль
По мнению политологов, рост протестных настроений необратим, поэтому на предстоящих в 2021 году выборах в Госдуму «Единая Россия» не сможет удержать большинство, если власть не начнет реформу политической системы.Политологи описали три сценария, по которым может пойти Кремль, чтобы удержать власть: ребрендинг «ЕР» — для этого уже есть заготовка Общероссийский народный фронт (ОНФ), создать партнерскую партию лево-популистского толка (например, реанимировать «Справедливую Россию») или размыть протестное голосование, создав множество однотипных фейковых партий. Если не провести эти многоходовочки, «ЕР» придется вступать в коалицию с ЛДПР. Для этого власти может понадобиться возвращение в законодательство избирательных блоков. Если Кремль не сможет ответить на новые запросы избирателей, актуальными станут революционные методы борьбы и рост массовых протестов. Как отмечают эксперты, власти уже принялись отвечать на вызовы новой политической реальности: новый кандидат от власти на выборах губернаторов в Приморье уже занялся популизмом (предлагает местному населению льготы и раздает обещания), а в Хакасии занялись юридическими манипуляциями со снятием кандидатов перед вторым туром губернаторских выборов.