В начале этого месяца «Пункт-А» много писал об инициированных астраханскими единороссами поправках в областной закон о выборах в региональную Думу. Авторы этого проекта задумали упразднить общерегиональные партийные списки. В таком случае это бы создало значительные трудности для лидеров оппозиционных партий (о механизме интриги см. «Выборы-2011: Ловушка для оппозиции»). 7 июля законопроект был принят большинством Думы, так что «ЕР» уже практически отпраздновала победу. Однако, не тут-то было: за оппозицию неожиданно решил вступиться губернатор. Сегодня было официально объявлено о том, что глава региона наложил вето на скандальный законопроект.
О том, что глава региона Александр Жилкин намерен завернуть агрессивные поправки, нам стало известно практически сразу после их принятия: «Пункт-А» написал об этом в материале «Возврат на исходную» от 11 июля. Однако о том, что губернаторское вето действительно было наложено, стало официально известно только сегодня.
При том, что губернатор кровно заинтересован в том, чтобы «ЕР» набрала на выборах максимум голосов, такой поворот дела вызывает большое недоумение. Естественно, о том, что же заставило г-на Жилкина принять решение о вето, в официальном сообщении умалчивается. Впрочем, молва уже родила версию, что дело не обошлось без вмешательство неких влиятельных оппозиционных сил, имеющих связи в Москве. Кое-кто даже приводит конкретную фамилию справедливоросса Олега Шеина, за которого, по некоторым сведениям, уже вступалась Москва во время предвыборной гонки 2009 года за пост мэра Астрахани.
«Пункт-А» связался с г-ном Шеиным для того, чтобы подтвердить или опровергнуть подобные утверждения. Глава астраханских эсеров заявил:
– Да, я уже осведомлен о вето, наложенном губернатором. Однако к этой новости отношусь спокойно. Даже если бы этого вето не было, мы имели все шансы на то, чтобы хорошо провести эту предвыборную кампанию. Отмена общерегиональных списков заставила бы членов нашей партии провести более интенсивную работу на местах. Теперь, когда стало известно, что правила проведения выборов остаются прежними, мы спланируем кампанию немного иначе.
Губернатор, который кровно заинтересован в том, чтобы партия власти набрала на декабрьских выборах максимально возможное количество голосов, неожиданно меняет курс и вступается за оппозиционеров? Удивительно, но это факт.

Возможно, губернатору поступить так приказал "голос свыше"...
Что же теперь будет дальше?
Как мы уже писали, случаев, когда губернатор налагал вето на какие-либо законопроекты, в истории астраханской Думы не так уж и много. Как гласит законодательство, в этом случае процедуру голосования необходимо пройти еще раз. То есть, отмененные с помощью вето поправки должны сначала быть рассмотрены думским комитетом (в данном случае это комитет по госстроительству, законности, правопорядку и безопасности, возглавляемый А. Башкиным). А затем они должны быть вынесены на пленарное заседание Думы.
Когда оно пройдет, пока не известно. Как известно, депутаты в предвыборную пору отказались от каникул и продолжают интенсивно работать. Однако точная дата следующего пленарного заседания пока не назначена.
Дальнейшие события скорее всего будут проходить в духе театра кабуки: депутаты, расшаркиваясь, кулуарно решат, кто из них вдруг «неожиданно передумал»... Выглядеть это будет весьма неловко. И избежать позора никак нельзя – такова процедура.
Теоретически, парламентарии (то есть, выразители воли главного субъекта власти – народа) имеют полное право не согласиться с мнением главы исполнительной власти. Они могут преодолеть вето и все-таки заставить закон работать. Для этого нужно, чтобы за преодоление вето высказались 2/3 депутатов Думы (39 голосов). Притом, что 7 июля, когда закон принимался, за него высказалось 40 депутатов, техническая возможность для осуществления такого сценария у думцев есть. Вот только вряд ли они ею воспользуются: кто ж осмелится спорить с самим губернатором?
Так что дальнейшее развитие событий скорее всего будет проходить в духе театра кабуки: депутаты, расшаркиваясь и пытаясь сохранить друг перед другом лицо, кулуарно решат, кто из этих 40 голосовавших вдруг «неожиданно передумал»... Все это для того, чтобы затем, обсуждая вето, недобрать голосов и публично «посетовать»: эх, не получилось, а мы так старались... В общем, выглядеть голосование должно весьма неловко. И избежать этого позора никак нельзя – такова процедура.
Так спрашивается: зачем вообще нужно было пороть горячку и необдуманно принимать столь спорный закон, когда потом приходится ломать голову, выдумывая пристойный способ, как его отменить?
Справка «Пункта-А»:
Вот ссылки на статьи по теме:
ВЫБОРЫ-2011: Ловушка для оппозиции (4 июля)
ВЫБОРЫ-2011: Атака продолжается (8 июля)
ВЫБОРЫ-2011: Возврат на исходную (11 июля)














