АСТРАХАНЬ-НОВОСТИ-ИНТЕРВЬЮ
«Пункт-А» продолжает свою постоянную рубрику «Интервью недели» беседой с председателем комитета по госстроительству, законности и правопорядку думы Астраханской области Александром Башкиным. Он рассказал нам, почему оставил медицину ради политики, как ему удается переизбираться в течение 20 лет, а также о том, почему сказочной Норвегии он предпочитает Астраханскую область.
- Александр Давыдович, насколько мне известно, карьеру Вы начинали на кафедре оперативной хирургии Астраханского мединститута. Вы кандидат медицинских наук и даже имеете патент на некое научное изобретение. Как Вы перешли от врачевания к законотворчеству?
- Субординатуру я закончил по специальности «акушерство и гинекология». После этого еще несколько лет преподавал на кафедре оперативной хирургии в медицинском институте (тогда так называлась АГМА). Свидетельство об изобретении получил в период учебы в аспирантуре. Я тогда работал над диссертаций на тему «Структурные преобразования поджелудочной железы человека в перинатальном и раннем постнатальном онтогенезе». Защитив диссертацию, несколько лет преподавал в институте. Тогда же работал над своим изобретением: это один из методов исследования микроциркуляторного русла человека. Чтобы объяснить, как так получилось, что я ушел из медицины, надо бы вам рассказать, что за время тогда было. В конце 80-х вдруг все стало меняться. Я не хочу сказать, что в лучшую сторону. Но просто меняться - власть, экономика, человеческие отношения… На политическом небосклоне стали появляться новые лица. И если раньше политику делали представители некой касты, где должности передавались чуть ли не по наследству, то в то время все стало меняться. Наши знакомые все чаще появлялись в гуще событий: многие молодые, активные хотели быть к этому причастны. Тогда, в 1989-й – 1990-й годы, были первые настоящие выборы. И, честно сказать, элемента выбора в них было побольше, чем порой сейчас. Тогда мы думали, что жили неправильно только потому, что люди, стоящие у власти, принимали не те решения. И вот, казалось, что достаточно нам встать на эту ступеньку, чтобы делать все правильно. Поэтому в самом начале 90-го я предложил областному обкому комсомола выдвинуть меня кандидатом в депутаты областного совета народных депутатов. Мне было 27 лет. Я выиграл эти выборы. Тогда избирались 200 депутатов. Мой округ был небольшой – порядка четырех тысяч человек. Я их всех обошел, всем о себе рассказал и с хорошими результатами победил.
- Как выпускник и бывший преподаватель АГМА, скажите, как Вы оцениваете нынешний уровень подготовки специалистов в Медакадемии?
- Проблемы Академии – это проблемы всего российского высшего образования. Это и недостаток финансирования, и постоянно меняющиеся законы, и проблемы с сокращением набора, и большое количество необходимых аккредитаций, и так далее. К том же в АГМА, как и в любом вузе теперь, - коллектив преподавателей практически полностью устранен от принятия решения о том, кого они будут учить. Я далеко не горячий сторонник ЕГЭ, как вы уже поняли. Конечно, изначально идея с ЕГЭ была неплохая – исключить элемент коррупции при поступлении в вузы, дать возможность умникам из глубинки поступить в столичные университеты. Однако что мы видим: сейчас центр коррупции поместился из одних стен в другие. Судя по публикациям в федеральной прессе, в этом году наблюдался просто разгул коррупции в системе ЕГЭ. В результате АГМА, и АГТУ, и другие вузы обязаны принять тех, кто принес им сертификаты с хорошими результатами. Кроме того, большой вред наносит коммерциализация образования. На мой взгляд, образование – та сфера, где успешность должна определяться личными качествами студента, а не финансовым состоянием его семьи.
- Вы переизбирались множество раз. Расскажите, в чем секрет Вашей востребованности как депутата?
- Этот вопрос надо не мне задавать, а тем, кто в урну бюллетень бросает. Что я для этого делаю? Ничего из ряда вон выходящего, никаких подвигов. Просто за эти годы мы с избирателями хорошо узнали друг друга, они легко могут найти меня. У меня всегда есть время на общение с ними. При всей загруженности законотворческой работой. Кстати, хочу сразу же опровергнуть миф о том, что хорош тот депутат, у которого все получается, о чем бы его ни попросили. Просьбы и проблемы бывают разные. Невозможно решить любую проблему. Люди смотрят скорее не на то, решил ли ты эту проблему, а как ты к ней отнесся. Если она тебя интересует, волнует, как своя собственная, тогда нет обид, если проблему не удается решить по каким-то объективным причинам. Ко мне приходили с разными проблемами. Одно время не платили «детские», пособия на ребенка. Были проблемы с выплатой пенсий в начале 2000-х, когда приходилось вместе с Пенсионным Фондом разрабатывать графики выплат по районам. Сейчас проблемы, с которыми ко мне обращаются, можно условно разделить на две части. Первая - трудности во взаимоотношениях с чиновниками различного уровня. Вторая – быт, коммуналка, отношения с соседями и тому подобное. Часто люди обращаются за материальной помощью: есть те, кому на лекарства не хватает, и те, кто просит оплатить путевку на курорт. Отрадно, что количество людей, которые элементарно за куском хлеба приходят, сокращается. Но такие люди есть. Особая категория избирателей – многодетные и малообеспеченные семьи, где как раз в конце лета встает проблема – собрать детей в школу. По-всякому стараемся им помочь: когда за счет программы исполнения наказов избирателей, когда за счет спонсоров, а когда из своего кармана приходится. Часто обращаются организации, которым, казалось бы, есть, кому помогать, - школы, детские сады. Последний пример: пару недель назад ураган сильно ударил по Астрахани в районе улицы Адмирала Нахимова, "Тридцатки". Там были просто катастрофические разрушения: провода пообрывало, деревья повалило, с крыши школы практически весь шифер сорвало. Вот, сейчас занимаемся. Просил помочь вице - мэра, главу района…Мы с ними вместе ездили на место. Кстати, в этот раз коммунальщики сработали хорошо: практически везде в течение одного дня восстановили оборванные линии. В мае ситуация была хуже.
- А если говорить о законотворческой деятельности, над чем Вы работали в этом году?
- Мы разработали 14 законопроектов (вместе с теми, что были предложены в прошлом году, - 21). 12 приняты, уже подписаны, четыре в работе, два отклонены. Я в этом году внес шесть проектов законов, шесть проектов Постановлений Думы и 43 поправки. Один из самых резонансных – закон «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкоголя». В прошлом году он был принят, в этом – вступил в силу. И мы продолжаем над ним работать с учетом тех отзывов, которые получили. Таким образом, мы дополняем федеральный закон, который регулирует производство, хранение и реализацию алкоголя. По требованию региональных парламентов, нам дали возможность дополнительно регулировать некоторые ограничений с учетом местных особенностей по трем параметрам – время, место и условия реализации. Есть вопрос, который сейчас задает большое количество предпринимателей. Возможно, с его учетом мы изменим региональное законодательство. Мы ограничили возможность розничной реализации алкогольной продукции условием «не ближе 150 метров от культовых сооружений и учреждений». Мы сделали это, основывались на результатах депутатских и общественных слушаний. Но сейчас есть предложение изменить это ограничение, сократив дистанцию. Кроме того, рассмотрели большой пакет законов и постановлений антикоррупционной направленности. Они регулируют порядок отчета государственными служащими, лицами, замещающими госдолжности, самими депутатами, порядок опубликования сведений об их доходе, имуществе и собственности членов их семей. Сейчас мы приняли перечень документов, которые определяют процесс декларирования крупных расходов.
- И какая покупка считается крупной?
Если имеется зарубежная недвижимость, то нужно будет объяснить правовые основания ее приобретения и источники финансирования. Хотя, как ни парадоксально, но эта недвижимость может быть и дешевле астраханской.
- Если она суммарно превышает доходы чиновника или депутата за три года. В этом случае надо будет объяснить, откуда на нее взялись средства. Если имеется зарубежная недвижимость, то нужно будет объяснить правовые основания ее приобретения и источники финансирования. Хотя, как ни парадоксально, но эта недвижимость может быть и дешевле астраханской. Смотря где. Насколько я знаю, что стоимость строительства одного квадратного метра виллы на берегу Адриатического моря в Албании – 15 тысяч рублей. У нас же средняя цена в квартире, скажем прямо, среднего уровня, - 45 тысяч рублей. Но, тем не менее, это заграница – чиновники хоть и имеют право на недвижимость за границей, но обязаны отчитаться, на какие средства она куплена. И отчитаться нужно не куда-то в сейф, а в публикациях в прессе и на сайте ведомства, в котором работает чиновник. Понятно, что если человеку нечего бояться, если все имеющееся куплено легально, то зачем это скрывать? Если рассказывать обо всем нет желания, то, может, нужно подумать о том, чтобы оставить службу. В Госдуме Российской Федерации, кстати, не так давно сразу несколько депутатов сложили полномочия. Без всякого давления. Как мы знаем, покинул свою должность и председатель Чукотского законодательного собрания Роман Абрамович. Ему как раз помешало наличие за рубежом недвижимости.
- Почему же? Ее же, как Вы говорили, не запрещено иметь?
До 19 августа, все госслужащие, имеющие зарубежные счета, должны сложить полномочия.
- Дело в том, что незаконно иметь зарубежные счета, акции зарубежных компаний, какие-либо другие инвестиционные портфели или проекты за рубежом. Логика такая: если вкладываешься в чужую экономику, тогда нечего из российского бюджета получать зарплату. До 19 августа, все госслужащие, имеющие зарубежные счета, должны сложить полномочия. Здесь кстати до сих пор много неясного: вот у человека есть дом, допустим, в той же Албании или Испании. Это можно? Можно. А обслуживать его как? Коммунальные платежи, земельную аренду оплачивать надо? Надо. Как? "Нала" там нет. Значит, надо иметь счет. Я до сих пор не понимаю, как иметь недвижимость и не иметь счета: любая недвижимость предполагает наличие счета для ее обслуживания.
- В эту осеннюю сессию, что планируете рассмотреть?
- У нас есть два очень важных законопроекта, которые мы направили в Федеральную Думу. Например, законодательная инициатива, которая возвращает недавно утраченные права депутатов на отстаивание интересов своих избирателей. Интересно, что из полномочий, прав, которые достались российскому депутату с советских времен, ничего не осталось - все они бесследно исчезли, кроме трех очень важных: право внеочередного обращения к руководителю любого ранга, право внеочередного беспрепятственного посещения любой организации, если она только не закрытого характера, и право на внеочередной ответ от любого чиновника, руководителя. Эти три инструмента в основном использовались, чтобы решать проблемы избирателей. Если гражданин ждет ответа в установленный законом срок (30 дней), то проблема может стать нерешаемой. Поэтому у депутатов было право внеочередного ответа на запрос. Так вот прокуратура не нашла в федеральном законе какого-либо закрепления этих прав и обжаловала их, что, говоря попросту, лишает депутата каких-либо преимуществ и оперативных способов помощи избирателям. Теперь, чтобы решить проблему какого-либо жителя, мне нужно вместе с ним записываться на прием к чиновнику и сидеть в очереди. Этот правовой пробел мы восполняем. Изменения, которые мы предложили в федеральный закон, уже одобрены в первом чтении Госдумой. Второе чтение должно быть в сентябре. Кроме того, в наших планах доработка закона «Об административных правонарушениях». Еще, разумеется, у нас есть план на осеннюю сессию, в нем 22 пункта.
- Александр Давыдович, Вы тратите так много времени на «шлифовку» законов, на их разработку, а что Вы думаете по поводу того, как их у нас соблюдают? Общеизвестно, что в России никто из них культа не делает: в Астрахани любой «газелист» нарушит закон несколько раз, пока сделает круг на маршруте.
- К этому надо правильно относиться: наше общество не идеально, конечно, но и в любой другой стране нет образцового соблюдения законов. Ведь мало иметь прекрасные законы, развитый полицейский аппарат. Самое главное - иметь большое количество законопослушных граждан, которые соблюдают закон добровольно, а не из-за того, что в спину жарко дышит полицейский. Кроме того, по-моему, надо оценивать ситуацию по динамике: как изменяется со временем количество людей, которые начинают соблюдать законы? Мне мои наблюдения подсказывают, что все больше людей соблюдают правила и законы. Я с удивлением наблюдаю, что все больше людей на «красный» не переходят, все больше водителей пропускают пешеходов. 10 лет назад было не так. По моим наблюдениям, и представители органов внутренних дел стали работать эффективнее. Пример тому недавний случай, когда на моем округе похитили, срезав, леерные ограждения, предназначенные для слепых людей. Два дня понадобилось полиции, чтобы найти злоумышленников. Теперь им грозит реальное заключение.
- Давайте поговорим теперь не о Вашей работе, а том, что Вас занимает помимо нее. Насколько мне известно, вы играете на фортепьяно и, кажется, на клавесине?
- Есть у меня фотография. Вы ее, вероятно, видели. Только на ней я играю не на клавесине, а на органе. Мне кажется, я еще не утратил навыки игры на фортепиано, но из-за того, что у меня дома нет этого инструмента, не могу проверить. Пианино было в квартире моих родителей. Их уже нет, я не бываю в доме, где мы когда-то жили. Но если б вы сейчас мне рояль предоставили, я бы вам не только «Мурку» сыграл.
- Что Вас радует помимо работы?
- Не хочу быть банальным, но работы, действительно много. Времени остается мало. Огромное удовольствие – семья. Дома или на даче я всегда найду, чем заняться. Огромная радость в моей жизни – внучка. Еще часть времени «съедает» Интернет. Я не фанат социальных сетей, не активный пользователь «Живого журнала». Но для того, чтобы быть в курсе событий, чтоб сообщить свое мнение использую твиттер. Еще пытаюсь коллекционировать старинные и советские монеты. Так что если у читателей «Пункта-А» найдется ненужная, выпущенная до революции монета, с благодарностью приму ее в дар. Еще одно увлечение – путешествия. Причем в силу разных причин я не сторонник организованного отдыха. Люблю активно-самостоятельные путешествия. Во-первых, это на порядок дешевле, чем покупать готовую туристическую путевку. Во-вторых, это намного комфортнее. Мы с семьей путешествием на своей машине. Как минимум один-два раза в год стараемся где-нибудь побывать. Поэтому я люблю читать блоги путешественников – Сергея Доли, Сергея Винского.
- Какая страна произвела на Вас самое больше впечатление?
- Наверное, Норвегия. Природа там богатейшая – особая, северная. Летом там и водопады, и белые ночи, и чистейшие озера, воздух, и доброе отношение людей. При этом без лишнего пафоса скажу, что всегда на меня самое большое впечатление производит Астраханская область. Путешествовать можно где угодно, но жить мне хотелось только здесь, несмотря на то, что возможности были разные.














