На днях «Пункт-А» опубликовал последнюю за этот год партию данных о доходах астраханских декларантов (если кто забыл, это были доходы глав муниципальных районов).... Так что настала пора, как в известном стихотворении, «всех отыскать, воедино собрать и единою волей сковать». Ну, то есть, давайте смотреть и сопоставлять.
В наш ранжир попали следующие категории астраханских декларантов: депутаты (Госдума РФ, ДАО и Гордума Астрахани) и сенаторы СовФеда, губернатор, министры Астраханского правительства, руководители подведомственных региональной власти учреждений, руководители силовых ведомств, главы муниципалитетов. В общем, выборка получилась далеко за сотню граждан. Считали вместе с супругами (и в некоторых случаях с детьми), так как порой случается, что члены семей зарабатывают даже больше, чем сами декларанты.
Чтобы было удобнее различать категории – депутаты ли это или труженики исполнительной ветви власти – мы всех промаркировали, так что находить братьев по цеху, надеемся, будет удобно.
Кумачовым цветом мы обозначили первых лиц региона (губернатор, председатель ДАО, тандем глав областного центра)
Темно-синим цветом помечены представители Федерального собрания (депутаты ГД и сенаторы)
Светло-синим маркером у нас помечены депутаты областного парламента
Зеленые ребята - это депутаты Гордумы Астрахани
Совсем оранжевые строки занимают представители силовых ведомств. Только не надо тут политических намеков, просто цветов на всех не хватило, поэтому...
Немножко другим оранжевым маркером мы отметили министров и представителей обладминистрации.
Темно-зеленые - главы муниципалитетов
Первый эшелон (больше 10 млн. рублей)
Вот, к примеру, данные о тех астраханских декларантах, кто сумел за 2016 год заработать больше 10 млн. рублей:
Это довольно интересная логика, которая объясняет, почему в нашем доморощенном рейтинге почетные места занимают по большей части депутаты – тогда как самые влиятельные фигуры региона (Александр Жилкин, Игорь Мартынов, Константин Маркелов, Расул Султанов, Канат Шантемиров, Алена Губанова, Олег Полумордвинов) плетутся далеко в хвосте списка. Впрочем, до них мы еще дойдем. А пока разберемся с топ-12 самых главных богатеев.
Из двенадцати лидеров списка лишь трое – Алексей Штонда, Сергей Левшин и Радик Харисов – представляют исполнительную ветвь власти. Да и то: Сергей Левшин еще совсем недавно был депутатом и вел предпринимательскую деятельность, оттуда и доходы. Алексей Штонда тоже из бизнеса, не удивительно, что его супруга, возглавив семейное дело, продолжает получать доход (14 млн.). У Радика Харисова тоже львиную долю его семейного бюджета составляют доходы супруги (9,6 млн. рублей).
Остальные девять – депутаты. Причем по большей части не известно, каким образом был аккумулирован их доход. «Пункт-А» уже писал ранее, что Михаил Дербасов и Елена Бровченко – индивидуальные предприниматели. А значит, технически, в их доход может зачисляться весь входящий поток предприятия. К личным финансам это не имеет почти никакого отношения. Еще одна похожая схема, которая способна спутать все карты: продажа имущества. Когда декларант, например, меняет машину или квартиру, доход от продажи автоматически раздувает декларацию. И это, по сути, тоже не личные финансы, ведь сумма от продажи практически сразу уходит на покупку нового имущества: так, например, получилось у главы Астрахани Алены Губановой, которая поменяла в 2016 году авто и внезапно заработала больше Александра Жилкина (что технически невозможно, так как мэрская зарплата имеет привязку к губернаторской).
Поэтому, если уж по чесноку, то лидерами по личным доходам стоит считать гендиректоров нефтегазового сектора: эти депутаты стабильно, из года в год, показывают крупные доходы, которые уж точно не связаны с ИП или продажами имущества.
Второй эшелон (5-10 млн. рублей)
Перейдем к декларантам «второго эшелона» – тем, кто заработал больше 5 млн. рублей. Тут тоже доминирует депутатский корпус:
Первое, что бросается в глаза – обилие «депутатских» цветов: синего и зеленого. Во второй эшелон затесались лишь два не-депутата. Да и то, Василий Корнильев, прежде чем стать министром, также 11 месяцев оттрубил в Гордуме Астрахани. Так что чистым представителем исполнительной власти тут можно считать только Василия Семенова – руководителя Астраханского управления СУ СКР. Это первый представитель силовых ведомств в нашем списке. При этом половину дохода главному следователю региона обеспечила супруга.
Примечательно, что наши представители в Федеральном собрании (Госдуме и СовФеде) в первый эшелон не попали, фамилии Г. Орденова, Н. Арефьева и Л. Огуля мы встречаем только во второй таблице. Арефьев, кстати, самый богатый оппозиционер: первый депутат не из «Единой России» попавший в наш перечень.
Наконец, впервые в рейтинге встречаются представители уже упомянутого круга «первых лиц» региона: Игорь Мартынов при помощи супруги сумел занять 12 строчку нашего доморощенного списка ФОРБС, а Алена Губанова добралась до 25 строки, и то, при помощи непреднамеренного «трюка» с продажей автомобиля.
Третий эшелон (3-5 млн. рублей)
Знаете, что заметно в этой части списка? Депутатские ряды начали наконец разбавляться представителями иных ветвей власти. Например, обращает на себя внимание вереница силовиков – прокуроры и следователи.
Очень интересно смотрится соседство супругов Олега и Елены Шеиных с губернатором Александром Жилкиным и экс-председателем ДАО Александром Клыкановым. Шеины побеждают, хотя губернатору и экс-спикеру мы тоже зачислили зарплаты вторых половин.
Людей искусства в списке одиноко представляет Валерий Воронин. Мы радуемся за него.
Ну и в финале рейтинга (а точнее, слегка даже за рамками оговоренного рубежа в 3 млн. рублей) у нас находятся глава администрации Астрахани Олег Полумордвинов и сенатор Александр Башкин. Мы решили их тоже включить в таблицу, не последние ж люди все-таки.