Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети

В большой семье. Астраханские старообрядцы, вчера, сегодня

https://punkt-a.info/news/glavnoe/v-bolshoy-seme-staroobryadtsy-v-astrakhani-vchera-segodnya
Пункт-А
В большой семье. Астраханские старообрядцы, вчера, сегодня
18-07-2020 \\ Просмотров (7049)
18-07-2020

                                                                         Автор рубрики - Вероника Иошко

Если речь вдруг зайдет о старообрядцах, большинство вспомнит легендарную сибирскую отшельницу Агафью Лыкову. Однако старообрядцы – вовсе не обязательно таежные пустынники. Они известны в астраханских краях с 17 века и продолжают жить среди нас, хотя мы чаще всего даже не подозреваем об этом.

Моя необыкновенная бабуля

Астраханка Любовь Фолионова – старообрядческих корней. Ее бабушка, Анастасия Яковлевна Журавлева, из дворянского рода Малыгиных. Родилась в 1895 году в селе Балаково Саратовской губернии - пшеничной и старообрядческой столице России. В 1762 году императрица Екатерина II издала манифест, дозволяющий староверам вернуться из-за границы, куда они бежали от преследований. Они и основали село, а ныне город Балаково. Трудолюбивые, умелые, выращивали отличную высокосортную пшеницу, которая в неурожайные годы продавалась за золото за границу.

«В детстве бабушка и мама меня тайно друг от дружки крестили, - вспоминает Любовь. - И я, крещенная в старообрядческой вере и в православной, наблюдая в семье жаркие споры и препирания на предмет истинной веры, всегда пыталась понять: ну уж если каждая вера так хороша, то чем же другая хуже?»

Анастасия Яковлевна хоть и была из обеспеченной семьи, но мирские радости ее смолоду не привлекали. «Желая жить только во Христе, занимала себя молитвами, постами, трудами и разными богоугодными занятиями, - рассказывает Любовь. - Много работала дома, вязала кружева, огромные скатерти, подзоры, накомодники и разное другое тонкое кружево крючком с геометрической точностью. Ее кружева до сих пор украшают мою квартиру – а им уже 100 лет!»


Сватовством женихов не интересовалась, хотя такие находились. Каждый раз говорила: желаю служить и любить только единого Бога. Скорее всего, по истечении определенного возраста она хотела уйти в монастырь, полагает Любовь.

Но жизнь распорядилась иначе. 1917 год, времена в стране настали тяжелые и смутные. Продразверстка подорвала семенной фонд, сеять и кушать стало нечего. Пришел голод, мародерство, страх, неуверенность в будущем.

Отец Анастасии Яков к тому времени умер. Матушка, которая уже была стара, просила помощи у двоюродного дяди, в прошлом купца Кузьмы Малыгина. Тот в свою очередь попросил своих сыновей, проживающих в Астрахани, принять участие в судьбе племянницы и подыскать ей порядочного жениха-старообрядца. Меж родней посовещались, обменялись фотокарточками и спешно в 1923 году отправили 27-летнюю Настю с приданым к жениху. На теплоходе до Астрахани, дальше – в село на подводе.

Здесь тогда жилось полегче: изобилие рыбы, дичи, сады, огородики не давали людям помереть с голода. Свадьбу сыграли, как положено. Вдовствующая матушка Анастасии вернулась в Балаково, предусмотрительно оставив свой адрес соседям.

А недели через две сельчане написали ей письмо: «В плохую семью попала ваша Настя. У нас в селе она одинока, ни с кем не разговаривает, и все молится да часто плачет украдкой. Муж ее не любит, со дня свадьбы дома не ночует. Ее часто стали видеть у нашего сельского колодца, стоит задумавшись, глядя в глубину. Прогоняем её, от греха подальше. А вдруг прокараулим? Мы все за ней теперь приглядываем. Заберите ее Христа ради пока жива, ведь если она утопится в нашем колодце, то все село лишится колодезной воды».

Письмо возымело действие. Сыновья Кузьмы Малыгина, Леонид, Иван и Анатолий, нагрянули в село, но родственников не нашли – видно, попрятались. Не нашли ни приданого, ни денег. Поискали, покрушили в пустом доме, поговорили с соседями - да и забрали с собой сестрицу в чем есть в Астрахань.

Немного счастья

И все-таки женское счастье, казалось, нашло Анастасию – со вторым мужем. Николай Киреев, 18 лет проработавший боцманом в пароходстве «Кавказ и Меркурий», как и его капитан Степан Ильич Банатов, был старообрядцем. Веру не выставляли напоказ, рассказывает Любовь, жили аскетично, молились за закрытыми дверьми. Год молодые прожили душа в душу. Николай уходил в навигацию, Анастасия хозяйничала в его собственном доме на Ахшарумова, 30. Во вторую навигацию попросилась с ним. С разрешения руководства пароходства ее зачислили матросом, а муж за нее работал. Анастасия помогала ему, скрашивала тяготы службы, подружилась с бездетными капитаном и капитаншей.

В июне 1924 года, только отплыли от Саратова, на Волге разыгрался невиданной силы шторм. Грузы, схваченные канатами на палубе, стали отвязываться и кататься от борта к борту. Капитан приказал всех людей спустить в трюм, люки задраить. Боцман Николай поднялся на палубу перевязать, укрепить грузы. Пароход болтало, грозя перевернуть, люди в трюме плакали и молились. Быстро налетевшая буря так же внезапно закончилась. Наступила тишина. Люди ждали команды боцмана сверху, но его шагов по палубе не было слышно. Так его больше никто и не увидел.

В Астрахани Анастасия спускалась со сходней уже с двумя младенцами на руках, родившимися раньше времени. Николай так и остался числящимся как пропавший без вести. Никаких пособий по потере кормильца вдова не получила. Через полгода сынишка Алеша умер от младенческой. Дочь Мария выжила.

Фамилию Журавлева Анастасия Яковлевна получила от третьего мужа, с которым также прожила недолго, овдовев еще раз.

Потом была война, которую Анастасия вместе с дочерью Марией провела санитаркой в эвакуационном госпитале, с которым проехала от Астрахани до Берлина. В качестве донора делилась кровью с ранеными бойцами. Через всю войну мать с дочерью провезли икону, замазанную несколькими слоями олифы. Семейное предание гласит, что эта икона не раз спасала жизнь хозяевам и тем, кто оказывался рядом: во время самых страшных бомбежек вагон оставался целым.


Анастасия Яковлевна прожила бедную и трудную жизнь, полную страданий. Но никогда не роптала, много и усердно молилась и прослыла в народе богоугодной. Люди верили, что она может отмолить чужие грехи, отвести беду. Когда умерла в 1969 году, проститься с покойной пришло великое множество народу. В лютый 20-градусный крещенский мороз несли ее на руках с улицы Дарвина, где она жила, на кладбище по С. Перовской. «В толпе говорили, что Господь не зря ее призвал именно на первый день Крещения. Я сама помню этот шепот прощающихся почитателей», - рассказывает Любовь Фолионова.

Сохранить в чистоте свою веру

С той поры прошло полвека. Но детские воспоминания о ежеутреннем просыпании под шепот молитв, о кормлении голубей на морозе во имя Христа до сих пор живы в памяти Любови Фолионовой. Они-то и привели ее во двор на улицу Нечаева, куда маленькой девочкой ее иногда брала с собой ее необыкновенная бабуля. В надежде, что кто-нибудь, посмотрев старые фотографии, вспомнит Анастасию Яковлевну, что-то о ней расскажет.


Здесь и сейчас находится старообрядческая моленная. К сожалению, ни Анастасии Яковлевны, ни других людей на фото никто не признал. Но нам разрешили поприсутствовать на Вселенской панихиде – хотя обычно чужих не пускают. Только строго-настрого запретили креститься: ведь если чужой нечаянно перекрестится, он замирщит всех присутствующих (замирщенный – тот, кто утратил благочестивое состояние в результате совместной молитвы или трапезы с иноверцем). И всем придется класть епитимью (церковное наказание).

Людей на службе было немного – человек 15. Все женщины – в длинных юбках в пол и платках, на старинный манер сколотых под подбородком. Мужчины подпоясаны, но, вопреки расхожим представлениям, вовсе не все бородатые. У всех - лестовки (старинная разновидность четок), подрушники – небольшие квадратные коврики для совершения земных поклонов, сшитые руками прихожанок. Бабушки поют и читают сами – неожиданно сильными и звучными голосами.

Председатель общины Ирина Михайловна ходит в моленную с 1952 года, четверть века руководит общиной. Вспоминает, как бабушка впервые привела ее на пасхальную службу. Народу было – не протолкнуться. «Когда в 12 часов пропели «Христос воскрес», нас, детей, затолкали за клирос под лавки спать, - вспоминает она. – А утром мы проснулись, едем домой, а нас все спрашивают: «Вы куда так рано ездили? В цирк, что ли?».

Ирина Михайловна вспоминает, что в Астрахани всегда было много старообрядцев. На судоверфи им. Кирова, трусовской стороне, в поселке Советском. «На Советском поселке была очень большая община. Практически в каждом дворе старообрядцы. Когда туда приезжал настоятель на исповедь, народ, бывало, по улице десятками сидел, по три дня исповедь проводили», - вспоминает она.

Старообрядчество – это не единая община, а множество согласий и толков: поповцы и беспоповцы, «брачники» и «безбрачники», филипповцы и спасовцы, белокриничники и поморцы... Все они молятся по отдельности, сохраняя в чистоте и неизменности свою веру. А как же тогда привлекать в свою общину новых членов? Ирина Михайловна уверяет: с этим проблем нет. Крестятся и взрослые и дети. Крестятся много – мало ходят. Порядки здесь строгие, уйти со службы, отстояв полчаса, нельзя. «Если опоздал, еще ладно: начало положил, молишься. А если ушел раньше – на тебя епитимью наложат. А епитимью надо отмолить. Не отмолился – на следующей службе стоишь в коридоре. Тяжеловато. Строгие порядки, люди сейчас не привыкли», - сетует Ирина Михайловна.

Моленная на Нечаева существует с давних времен. Напротив нее через улицу стоит двухэтажный каменный дом. В нем, рассказывает Ирина Михайловна, жила купчиха Федосеева. Они и построила моленную, а также «кельи». В них останавливались странники, кормились на средства купчихи, а сейчас в них квартиры.


Где еще живут старообрядцы

Беспоповцы Поморского законобрачного согласия с улицы Нечаева – не единственные старообрядцы в Астраханской области. Самый известный в Астрахани старообрядческий храм, расположенный в районе Калининского рынка, принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. Осенью прошлого года открылся храм в селе Успех Камызякского района, где проживают самые известные старообрядцы Астраханской области – липоване, в 40-е годы прошлого века реэмигрировавшие на родину из Румынии.


А вот о том, что есть еще одно старообрядческое село в Икрянинском районе, почти никто не знает. В Боркино мы пока не добрались, но надеемся туда попасть. Хотя учительница из Икряного рассказала, что живут они закрыто, чужих к себе пускать не любят. Дети у них носят несколько архаические имена: Архип, Потап. Народ, по ее словам, трудолюбивый, живут своим хозяйством: ловят рыбу, держат скотину, торгуют на местном рынке. Мальчишки основательные, надежные. Спокойные, вежливые, старательные, они, тем не менее, не идут учиться дальше. Девочки выходят замуж, мальчики женятся и продолжают дело отцов и дедов. А если у кого-то из учеников возникают проблемы с учёбой, рассказала наша собеседница, отцы реагируют на это спокойно: «лишь бы рыбу ловить не разучился».


С любовью и верой

Любовь Фолионова:

- Современные люди очень мало знают о старообрядчестве. Когда я кому-то говорю о своих старообрядческих корнях, у меня спрашивают: это секта? А, это кулугуры? У меня же в памяти остались глубокое духовное служение, вера в то, что Господь поможет и выправит ситуацию в России. Аскетизм, умение довольствоваться малым, чистота и гигиена. А еще – любовь и бережное отношение к любой Божьей твари, будь то человек, растение, животное или насекомое.

Фото starove.ru, автора, из личного архива Любови Фолионовой

Читайте также: В большой семье. Зачем астраханские казахи делают тусау кесу, а ногайцы изгоняют из младенцев глупость

В большой семье. Как астраханские ногайцы стали татарами

В большой семье. Почему астраханские евреи не спали прошлой ночью

Читать весь архив







Новости СМИ2


ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль