Источник: «Известия»
Мэр Астрахани Михаил Столяров дал эксклюзивное интервью «Известиям», в котором впервые высказал свое отношение к ситуации
В пятницу новый астраханский мэр Михаил Столяров впервые за время политического противостояния вышел к народу на стихийный митинг. Первое хождение градоначальника в народ было очень бурным и закончилось криками «Позор, позор!» со стороны соратников голодающего депутата Олега Шеина. Все эти дни Столяров был недоступен для журналистов, пресс-служба мэра отказывала всем СМИ в комментариях и интервью. Но тут, сообщил Столяров, он не мог не прийти, потому что «всегда был с народом и всегда готов решать проблемы простых людей».
Стихийную забастовку устроили водители маршруток, получившие от мэрии уведомления, что в их услугах больше не нуждаются. Всего, по данным забастовщиков, без работы оказалось 500 человек. Правда, сама Астрахань в транспортный коллапс из-за этого не впала: на их маршрутах внезапно появились новые автобусы ярко-оранжевого цвета с волгоградскими номерами и водителями. В народе сразу окрестили «морковками» или «боженовками». Дело в том, что экс-мэр Астрахани Сергей Боженов недавно стал губернатором Волгоградской области. А следом волгоградские перевозчики выиграли проведенный городской администрацией конкурс на обслуживание астраханских улиц.
— Почему нас лишают работы, а волгоградским ее дают? — возмущались «маршрутчики» возле центрального стадиона Астрахани. Из 50 маршруток, выехавших утром на место митинга из поселка Советский, сквозь посты ДПС и полицию смогли прорваться лишь шесть. Остальные водители шли к стадиону пешком. Между тем подъезды к стадиону взяли в «кольцо»: одну из улиц перекрыли трактором, на других были усиленные наряды полиции, сверху кружил военный вертолет.
Первым к водителям прибыл Олег Шеин, который вчера ночью возобновил голодовку до решения суда о признании прошедших выборов незаконными (на момент написания заметки само заявление в суд еще не подано. — «Известия»), вместе с ним голодают еще 20 человек. Следом прибыл блогер Алексей Навальный. Полиции стало еще больше. И тут к толпе подошел высокий пожилой мужчина с охранниками в черных пиджаках.
— Вы кто такой? — закричали из толпы.
— Я мэр Столяров, я пришел к вам, чтобы решить вашу проблему, — спокойно ответил Столяров.
— Мы вас не знаем, — кричала толпа. Но Столяров не обращал на это внимания.
— Работа для вас есть — с ходу заявил новый мэр города. — Вы можете остаться у своих работодателей, можете перейти к новым. Сколько вы зарабатываете?
— 20 тыс.! — последовал ответ.
— Гарантирую, что я устрою вас на работу с зарплатой 20 тыс., — тут же пообещал Столяров. — Если у кого-то из вас есть жены, которые готовы стать кондукторами, то пожалуйста! Я готов с вами встретиться отдельно — хотите с каждым, хотите группами, повторюсь, пожалуйста!
— Почему вы отдаете предпочтение волгоградской фирме, почему она выиграла конкурс? А не нам, отработавшим здесь по 15–20 лет? — не унимались водители.
— Я хочу вам сказать огромные слова благодарности за вашу работу. Действительно, нам не хватает работников на многих маршрутах...
— Да потому что условия конкурса были составлены так, что победить в них было невозможно, — вступает в дискуссию юрист Алексей Навальный.
— Вы все врете! — горячится Олег Шеин.
— Успокойтесь, Олег Васильевич! — переключается Столяров.
— Я, Олег Васильевич, мэр города, а вы не мэр города, вы заместитель Баженова, вы самозваный руководитель, — тут же парирует Шеин. — Я представитель города, а вы уходите отсюда, так что до свидания!
— А мы с вами на суде встретимся, — снова отворачивается от водителей мэр Столяров, отвечая Шеину. И снова водителям. — Я в прошлом году, не будучи мэром, встречался с вашими представителями. Почему вы не объединяетесь, почему все вместе не участвуете в конкурсах? Мы же вам говорили: надо вам укрупняться, и у вас времени на это было целый год, но вы этого не сделали.
— Мы пытались выяснить что-то насчет конкурса, но нас диспетчер матом послал! — горячится один из водителей.
— Кто послал, фамилия, дайте факты — разберемся, — тут же реагирует Столяров.
— Мы ничего не знали про конкурс, нас не известили! — снова кричат водители.
— У вас был месяц на подготовку конкурса, — парирует Столяров. — Почему не подготовились? Вы вообще — хотите работу или хотите митинговать? Если хотите работать, давайте разбираться спокойно.
— Я хорошо разбираюсь в конкурсах и в том, как их устраивают и проводят, — вступает Алексей Навальный. — Условия специально составляются под того, кто должен выиграть.
Водитель маршрутки Фарид Утеулиев говорит, что пережил на своей маршрутке 1990-е и шел на все условия, которые ему диктовала власть. Надо было поставить ГЛОНАСС, все поставили. Нельзя повышать цены — не повышали. Маршрутки в Астрахани одни из самых дешевых в России — поездка 12 рублей.
— Я должен банку 150 тыс.? Чем отдавать? — кричит другой водитель Дмитрий Кунев.
— У меня долг 850 тыс., что мне теперь делать? — горячится Михаил Тимонин.
Но их вопросы тонут в общем гуле и криках.
— Я, еще будучи замом мэра, получал кучу жалоб на работу маршруток: и обслуживание плохое, и не во все районы хотите ездить, а сколько вопросов по безопасности! Это серьезные вопросы, и их надо решать, — пытается сквозь крики прорваться мэр Столяров.
Но в ответ несется дружное: «Позор!» и «Уходи!», которые скандируют сторонники Шеина. Так ни о чем не договорившись с водителями, мэр Столяров уходит.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Напоследок он согласился ответить на несколько вопросов «Известий».
— Что вы думаете по поводу обвинений в фальсификациях выборов?
— Я подчинюсь любому решению суда, но я не буду подчиняться воле одного человека (Олега Шеина. — «Известия»).
— Как вы будете решать проблему с трудоустройством этих водителей?
— Я пообещал, что решу вопрос с каждым, и я это сделаю. Городу реально не хватает водителей, у нас есть незакрытые маршруты. Но мы не можем туда никого пускать, пока не проведен конкурс. А они (водители. — «Известия») должны объединяться и они начали это делать — вокруг таксомоторных парков, других ассоциаций перевозчиков. Потому что, когда перевозчик имеет две-три маршрутки, у них нет ни предрейсового медицинского осмотра, ни нормального технического обслуживания, нет линейного механика, который проверяет машину перед выходом на маршрут. Это что, по-вашему, нормально? Кроме желания заработать должно быть главное — безопасность и качество обслуживания горожан. Сегодня люди недовольны качеством перевозок, и я это много раз слышал.
— А что вы скажете насчет победы волгоградцев?
— Мы все граждане Российской Федерации, и волгоградцы могут принять участие в конкурсах. И астраханцы участвуют в конкурсах в других городах, это нормально.
Крики «Позор! Позор!» становятся дружнее и громче. Столяров оборачивается в сторону Шеина и поясняет:
— Еще два месяца назад он (Шеин) говорил, что я прекрасный человек с богатым опытом и что я, Михаил Николаевич, должен быть мэром города. Сегодня другое.
— Почему?
— Тяжело проигрывать, я так думаю.
— Зачем уже несколько дней полиция перекрывает город?
— Я не командую начальником полиции.
— Говорят, завтра кроме митинга сторонников Шеина будет митинг в вашу поддержку, куда, по утверждению Шеина, уже массово пытаются согнать всех бюджетников. Это правда?
— Я никого на митинги не сгоняю. Если народ завтра соберется, я тоже приду, я буду с народом. Я сюда приехал не для того, чтобы покричать, а чтобы узнать, чего хотят люди и почему, как сейчас пишут, они не вышли на маршрут. Хочу сказать, что все маршруты в городе работают в нормальном режиме. И вот такими митингами вопросы не решаются. Если есть проблемы, люди садятся за стол и находят приемлемые решения. Ни одни митинги, ни одни революции к хорошему еще не приводили.