АСТРАХАНЬ - АСТРАПОИСК - МАСЛОВСКИЙ - ИНТЕРВЬЮ
- Дмитрий, как вы начали заниматься поиском людей? Что вас к этому подтолкнуло?
- Мне хотелось, что-то изменить к лучшему в моем городе, принести пользу моим землякам. Я знаю, что ежегодно пропадает множество людей. Обычно хлопоты по их розыску ложатся на плечи полицейских, а у них и так много дел. Я не герой никакой, разумеется, у меня много своих личных дел, работа, семья, двое детей, работа (Дмитрий состоит на службе в Астраханском казачьем войске)... По делам «АстраПоиска» мне приходится иногда отпрашиваться с работы, пропадать ночами. Супруге моей нелегко, но она относится с пониманием к этому важному в моей жизни делу. На работе тоже идут навстречу. Я просто не мог равнодушно относиться к частым случаям пропажи людей. Особенно страшно, когда пропадают дети.
- Как давно работает «АстраПоиск»?
- Датой основания «АстраПоиска» мы считаем 12 января прошлого года. После первого же обращения оказалось, что люди не информированы, не знают об этой проблеме, у нас не развита культура взаимопомощи.
- Сколько человек занимаются поиском пропавших вместе с Вами?
- «Костяк» - человек 30. Еще 4,5 тысячи — волонтеры, которые по мере возможности подключаются и помогают. У всех семьи. Поиском мы занимаемся в свободное от основной работы время.

- Есть у вас точные данные о том, сколько людей пропадают в Астрахани?
- Точных данных нет, но просьбы помочь к нам поступают постоянно. Я с уверенностью могу утверждать, что в Астрахани регулярно вербуют новых сторонников представители радикального исламизма. Причем акцент делается на девушках, молодых и неопытных. Вы, наверняка, слышали, что про так называемый обряд никах, который исламисты интерпретируют, как им удобно, и обмывают девушек, внушают им, что они вступают в брак с мусульманами, а на самом деле их используют в своих интересах. Родственники обращаются к нам. Бывает и ночью, в 2-3 часа, мы всегда готовы, в любое время суток. Выезжаем по первому звонку. Прочесываем все, опрашиваем, каждый дом, каждый магазин. А она – в одной из кавказских республик уже. Замуж, говорит, вышла и уехала. Бывает, что и с ваххабизмом это связано. Возвращаем беглянок.
Недавно нашли мужчину, он был в плену. Его напоили чем-то и увезли, но он смог связаться с родственниками и объяснить, что находится в Дагестане. Родственники обратились к нам, так как думали, что в полицию нужно обращаться через три дня после исчезновения. Мы связались с полицией, те - с сотрудниками местных органов. Оказалось, мужчина действительно был в Дагестане, работал на кирпичном заводе. Сейчас он благополучно вернулся в Астрахань.
Нам многие помогают, поисковые отряды из Москвы, Питера, Самары. Сотрудничает с нами следственный комитет, уголовный розыск. Как-то искали одну молодую женщину, опросили всех кого можно и выяснили, что она, не предупредив родных, уехала в Москву. Только собрались связываться со столичными коллегами, как звонят казаки. Они патрулировали набережную и в районе 17-й пристани и узнали девушку по фотографии. Я оповестил полицейских, родственников. Приехали за ней, оказалось, что решила вернуться, а домой идти стыдно.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про случаи, когда людей насильно увозят.
- Мужчин часто увозят на чабанские точки в степь, и на Кавказ. Там возможности связаться с родственниками или полицией нет. Тяжело работать, когда свидетелей похищения практически нет. Таким образом исчезают в основном неблагополучные или пьющие мужчины, которых легко обмануть и уговорить поехать туда, где можно хорошо заработать, выпить.
Женщины чаще всего пропадают по своей наивности. Много одиноких девушек, которые готовы на все, только чтобы быть нужными. Возвращаем астраханок с Кавказа, которых даже по телефону уговаривают приехать, и они ведь едут.
Часто пропадают дети. Обычно это воспитанники детских домов и реабилитационных центров. Но бывают и дети из благополучных семей, которым не хочется идти домой из-за конфликтов с родителями, а тут еще новая компания предлагает весело провести вечер-другой. Но это носит сезонный характер, с наступлением холодов дети реже уходят из дома.
- С какими проблемами вы сталкиваетесь?
- Часто люди не понимают, зачем это нам надо: «Вам что, делать нечего?», «вы за это деньги берете?». Говорили, что для этого есть полиция и другие структуры. Но, как показала практика, мы нужны - за полтора года мы нашли 14 человек. Естественно, наши основные проблемы - материальные. Средства связи, бумагу для расклейки объявлений, поддержку сайта — все это мы оплачиваем сами. Расходы на топливо, на проезд тоже из своего кармана. Очень часто к нам обращаются люди, которые ищут своих заемщиков, алиментщиков. С такими мы не работаем. Принимаем обращения от тех, кому реально угрожает опасность, кого ищут родные, кто пропал неожиданно.
- Как вы ищите людей?
-Расклеиваем фото, опрашиваем родственников, знакомых, соседей, друзей, коллег, далее идем по тем местам, где пропавший был или может быть. Заглядываем в каждый магазин, прочесываем заброшенные здания, камыши, леса, берега рек. Но страдаем из-за нехватки людей, добровольцев.
Кроме поиска людей, мы проводим профилактические беседы в школах, детских домах. Дети очень доверчивы, и наш отряд просто физически не в состоянии предупредить всех, поэтому наказ родителям — поговорите с детьми, еще раз объясните, напомните, что ни с кем ни под каким предлогом уходить никуда нельзя. Пусть телефон всегда будет под рукой, и почаще звоните своим чадам.
Сейчас у нас есть договоренность с одной из фирм, обслуживающей терминалы оплаты, о том, чтобы они размещали информацию о пропавшем человеке. В дальнейшем хотелось бы размещать эту информацию на пакетах с молоком, как это делается за рубежом. Там такая практика хорошо себя зарекомендовала.
- Как к вам обращаются?
- В социальной сети Вконтакте есть наша страничка, многие об этом знают, пишут туда. Кроме того, у нас и свой сайт «АстраПоиск» www.poisk30.ru, где каждый может добавить информацию о пропавшем человеке или помочь нам в поиске. Сейчас мы пытаемся зарегистрироваться как общественная организация, но на это нужны деньги — на уплату пошлин и тому подобное. Это 5-7 тысяч рублей. Я не могу «выдернуть» эти деньги из семейного бюджета, поскольку я сейчас единственный кормилец - супруга моя в декретном отпуске. Так что если кто-то сможет нам помочь с регистрацией и окажет другую помощь, будем благодарны.
