Читать про Николая Арефьева здесь.
Предыстория
Александр Клыканов – ветеран астраханского законотворчества: на протяжении десяти лет (с 2006 по 2016 год) он был председателем Думы Астраханской области. Так что специфику законотворческой работы Александр Борисович явно знает. Уступив место в ДАО Игорю Мартынову, он перешел в нижнюю палату федерального парламента, где вошел в состав комитета по экологии и охране окружающей среды.
Учитывая, что это первый в биографии Александра Клыканова созыв Госдумы, считать созданные им законопроекты легко: в общей сложности, с сентября 2016 года по декабрь-2020 он стал соавтором 52 законодательных инициатив. Из них:
- 40 проектов уже отправились в архив
- 12 – все еще находятся на рассмотрении
Вне всякого сомнения, Александр Борисович в астраханской четверке выделяется своим КПД. Даже у Леонида Огуля, который все-таки сумел провести больше законов за этот созыв, относительный показатель ниже – 45 из 58 (77%).

Энциклопедические познания
Впрочем, интересны не только математические выкладки по КПД, но и тематики законотворческой активности астраханского парламентария. И тут, стоит отметить, наблюдается большая эклектика. Александр Борисович показал себя на удивление разносторонним автором.
- Так, в его активе за 2016 год есть закон об уставе железнодорожного транспорта (в части услуг по посадке в вагоны и высадке инвалидов).
- Также Александр Клыканов стал соавтором знаменитого закона 2017 года «о синих китах».
- В том же году астраханец стал соавтором закона о государственных закупочных интервенциях в сельском хозяйстве (а это уже большая экономика!).
- Успел г-н Клыканов поработать и над законопроектом 2017 года о продлении срока обмена водительских удостоверений.
- И уточнить правила оказания юридической помощи бесплатными адвокатами.
- И пересмотреть ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.
- И разработать два закона о правилах воздушных перевозок.
- И внести поправки в ФЗ «О ЗАГС», расширяющие права нотариусов запрашивать информацию.
- И уточнить полномочия муниципалитетов в сфере благоустройства территорий.
- И разработать поправки в Уголовно-процессуальный кодекс по отсрочкам исполнения приговоров…

И в 2018-2019 годах Александр Борисович показал себя не менее разносторонним законотворцем:
- Он разработал поправки о компенсациях взносов за капремонт, а также за квартплату и коммуналку (это два разных закона).
- Поменял закон о региональных и муниципальных контрольно-счетных палатах.
- Стал соавтором закона, который уточнил правила посещения пациентов в реанимации.
- Разработал поправки в порядок применения кассовых аппаратов.
- Разобрался с нюансах налогообложения НПФ (негосударственных пенсионных фондов).
- Выработал поправки, позволяющие ветеранским организациям попасть в реестр малых и средних предпринимателей.
- Стал соавтором поправок по уточнению порядка расчетов пособий для безработных и находящихся в декретном отпуске.
- Помог вузам и НИИ получить право входить в состав ранее созданных хозяйствующих обществ.
- И даже стал соавтором закона, который вычеркнул понятие «дачные домики» из Административного Кодекса.

Массированное соавторство
Впрочем, все-таки рискнем забросить в эту бочку меда ложку дегтя. Так, рассматривая закон о «дачных домиках» нетрудно заметить забавное несоответствие. Следите за руками. В 2017 году был принят закон «О садоводстве и огородничестве», который упразднил такие формы как «дачное товарищество» и «потребительский кооператив». Заодно из юридического оборота исчезло и понятие «дачный дом» (теперь он называется «садовым»). Как следствие, понадобилось вычеркнуть упоминания о «дачном домике» и из других законов – в т.ч. КоАП РФ, где есть статья 9.16 про неправильную установку электросчетчиков.
Поправка техническая, на один абзац текста (см скриншот). Обсуждать тут, особо, и нечего. Но знаете, сколько у этой поправки соавторов? 93 депутата! Так и видятся картины небывало горячих заседаний на комитетах, где десятки народных избранников до хрипа обсуждают, как они будут вычеркивать два слова… Абсурд.

Объяснение такому несоответствию есть, и оно несколько спорное. Фокус в том, что в депутатской среде, как и в научной, сформировалось негласное правило: чем больше соавторов, тем весомее документ. Ну, как бы, подпереть инициативу авторитетным именем никогда не бывает лишним… Начиналось все с того, что авторы инициатив сами просили влиятельных коллег и товарищей вписаться в соавторы. Ну а потом получилось уже, что сторонние депутаты самостоятельно получили возможность включаться в работу – для этого было достаточно заявления (все они прикреплены к пакету законопроекта и видны в системе СОЗД).
Вот на этом этапе и стали случаться аномалии, когда в соавторы к проходным законопроектам стало набиваться неприлично много людей. Можно предположить мотивацию таких процессов: записать в свой депутатский отчет лишнюю палочку всегда почетно. Хотя, будем справедливы, в большинстве случаев избиратели не следят за тем, сколько законов принял тот или иной депутат – так что пиар не в кассу.
Логично предположить, что многие коллеги-единоросы обращались к интеллигентному и договороспособному Александру Клыканову за поддержкой и консультацией – отсюда и рекордный КПД.

Экологическая повестка
Как бы то ни было, по данным «ПУНКТ-А», в начале 2020 года спикер ГД РФ Вячеслав Володин свернул практику массированного соавторства, так что у многих парламентариев статистика законодательной активности просела. То ли из-за этого, то ли по каким-то иным причинам, но в 2020 году у Александра Клыканова чаще замелькали инициативы, связанные с его комитетом – по экологии и охране окружающей среды.
- Так, астраханский депутат представлял на пленарных заседаниях по изменения в закон «Об охране окружающей среды» (в части предупреждения разливов нефти).
- Внес изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- После истории с астраханской вонью депутат не остался в стороне и разработал поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды» в части создания систем автоматического контроля загрязняющих выбросов.
- Также в активе депутата появились инициативы, связанные с изменением ставок за негативное воздействие на экологию, новой практикой квот на атмосферные выбросы, доступом к экологической информации, запретом захоронения отходов в Арктической зоне и т. д.

Итого?
После ухода в Госдуму РФ Александр Клыканов несколько пропал с горизонта астраханских медиа. Анонимные тг-каналы изредка поплевывают депутату в спину, намекая, что тот мало пиарится, проявляет низкую активность и едва ли не «ушел на пенсию».
Но на поверку выходит, что дела у Клыканова лучше, чем пытаются представить слухмейкеры. Если смотреть объективно, опираясь на данные СОЗД, Александр Борисович успешно встроился в работу федерального законодательного органа – и как соавтор, и как член комитета по экологии.
Конечно, он не так креативен, как Олег Шеин (первое место по числу инициатив), и в его активе не так много принятых законов, как у Леонида Огуля (36 против 45 успешных проектов за текущий созыв). Но это точно лучший результат, нежели у Николая Арефьева, о котором «ПУНКТ-А» писал в предыдущем материале.
Продолжение следует. Согласно алфавитному порядку, завтра будет материал об итогах законотворческой деятельности Леонида Огуля («Единая Россия»).