АСТРАХАНЬ - НОВОСТИ - ЭКОНОМИКА - КРАСНЫЕ БАРРИКАДЫ
На минувшей неделе, 15 марта, в Астраханском арбитражном суде решалось дело о банкротстве судостроительного завода «Красные Баррикады». Конечно, уже заранее было понятно, что никто не даст обанкротить один из флагманов астраханского судостроения. Так, собственно, и вышло. И тем не менее, само судебное заседание оказалось настолько интересным, что мы просто не могли о нем не написать.
Предыстория
В середине 2000-х на ССЗ «Красные Баррикады» обратились заказчики из ООО «Мегатрон НВК», которые занимались разработкой одного из морских месторождений в дагестанском секторе каспийского шельфа. Им понадобилось построить несколько морских судов. На закупку стройматериалов (металла) был перечислен аванс в размере 53,2 млн. рублей. «Баррикады» на эти деньги закупили металл. Однако по неким причинам заказчики передумали размещать заказ и попросили деньги назад. Судостроители отказались. Ситуация получилась щекотливая: «Баррикады» понять можно – металл закуплен, и куда его девать не совсем понятно.
Как бы то ни было, вопрос затянулся на несколько лет. Юристы обеих сторон предпринимали попытки найти компромисс, но так в итоге и не смогли. В результате 16 февраля 2012 года «Мегатрон НВК» подал в Арбитражный суд Астраханской области иск о признании ССЗ «Красные Баррикады» банкротом на основании многолетней непогашенной задолженности. Судебное разбирательство было назначено на 15 марта.
«Какое банкротство!? У нас миллиардные контракты!»
Самое интересное в произошедшем судебном разбирательстве было то, что юристы «Красных Баррикад» буквально «расстреляли» судью целой серией из шести ходатайств. Однако в удовлетворении каждого (!) из них – кроме последнего – было по тем или иным причинам отказано.
Юристы «Красных Баррикад» буквально «расстреляли» судью серией из 6 ходатайств. Однако в удовлетворении каждого (!) из них – кроме последнего – было отказано.
Стоит отметить, что начинался суд весьма чинно и даже скучно. Первые ходатайства от ответчиков – представителей «Красных Баррикад» – были попытками отложить или вовсе отменить дело на том основании, что завод стратегически важен и что у него миллиардные контракты. Однако все эти заявления поочередно были отвергнуты судом на том основании, что суд на этой стадии определяет не состоятельность ответчика, а факт наличия долга и просрочки по нему.
Плюс, как оказалось, юристы «Красных Баррикад» «проворонили» момент подачи отчета о финансовом состоянии завода (его надо было подать в течение 10 дней с получения определения о возбуждении дела).
– Активы «Красных Баррикад» многократно превышают сумму долга, – сообщал адвокат ответчика и принимался перечислять:
- Тяжеловесный подъемный кран LIEBHERR за 150 млн. рублей
- Контракт с «Лукойл-Нижневолжскнефть» на 4 млрд. рублей
- Миллиардный контракт с китайской компанией «Янтай» и с малайзийцами.
– Долгов ни перед кем завод не имеет, – пояснил адвокат «Красных Баррикд», – налоги в областной бюджет платятся исправно.
Однако юрист «Мегатрон НВК», которого явно покоробила фраза по отсутствие долгов, с весьма невозмутимым видом заявлял полностью обратную информацию:
– Если бы вы вовремя представили финансовый отчет, то мы бы вам, может, и поверили – что у вас миллиардные контракты. А так вы эту информацию подтвердить не можете. И вообще, по нашим сведениям, 90% имущества «Красных Баррикад» заложено в Сбербанке и банке «Петрокоммерц».
В итоге судья последовательно отверг четыре ходатайства с просьбами отменить рассмотрение дела или хоть как-то его отсрочить.
«Пойдите навстречу: ведь 53 млн. – это огромная сумма...»
И вот тут началось самое интересное...
Видя неотвратимость надвигающегося суда, юристы «Красных Баррикад» достали из рукава новый козырь.
– Ваша честь, мы ходатайствуем о том, чтобы отложить рассмотрение до решения Арбитражного суда АО по нашей заявке об отсрочке долга или выплате в рассрочку.
Брови судьи и представителей «Мегатрона» поползли вверх:
– Это что еще за дело такое?
– Буквально сегодня утром мы подали заявку на решение вопроса о долге с помощью отсроченного платежа (целиком всю сумму 1 января 2013 года) или рассрочки (по 1,5 млн. рублей ежемесячно с июля сего года). Вы понимаете, сумма в 53 миллиона весьма существенна для нашего предприятия. Мы не можем погасить эту задолженность целиком и сразу. Однако если эта заявка будет удовлетворена, то пропадет сам повод к иску о банкротстве, т.к. факт просрочки платежа является непременным его условием.
... "Вы понимаете, сумма в 53 миллиона весьма существенна для нашего предприятия. Мы не можем погасить эту задолженность целиком и сразу" ...
Юрист «Мегатрон НВК» с едва сдерживаемой иронией на это ответил:
– То есть, вы только что доказывали, что у ССЗ «Красные Баррикады» полно денег. А теперь утверждаете обратное. Очень любопытно.
Судья, которого резкий поворот тоже немало позабавил, в итоге вынес решение:
– В ходатайстве отказать. Заявление только подано, дела пока нет, и основанием для отсрочки оно быть никак не может. Однако, позвольте поинтересоваться, почему заявка об отсрочке/рассрочке была вами подана только сегодня утром, а не например несколькими днями ранее?
Юрист «Красных Баррикад» не нашелся что ответить.
«Хоть сейчас заплатим»...
Вместо этого сторона ответчика завернула такой лихой вираж, от которого представители ООО «Мегатрон НВК» и даже сам судья на миг потеряли дар речи:
– Ваша честь, – обратился к судье юрист «Красных Баррикад», – мы предлагаем нашим оппонентам прямо сейчас, в течение сегодняшнего дня полностью погасить всю сумму долга и, таким образом, достигнуть мирового соглашения.
... "Мы предлагаем нашим оппонентам прямо сейчас, в течение сегодняшнего дня полностью погасить всю сумму долга и, таким образом, достигнуть мирового соглашения" ...
После такого заявления в зале повисла тишина, прерываемая едва сдерживаемыми смешками. Молчание прервал судья. Профессионально удерживая на лице выражение, известное как «pokerface», он спросил:
– Я вас правильно понимаю, что пять минут назад вы утверждали, что 53 миллиона рублей является непомерной суммой для завода – а теперь готовы погасить долг полностью?
– Да, Ваша честь, – потупив взор вынужденно ответил юрист судостроительного завода.
– Позвольте тогда поинтересоваться, а зачем вообще нужно было тратить время, подавать иск об рассрочке, просить отложить дело, предлагать нанимать внешнюю экспертизу?
– Ну, вы понимаете... мы выстроили так свою линию защиты... еще вчера не было ясно, сможем ли мы оплатить... а за полчаса до суда такое распоряжение... ммм... поступило.
– То есть, вы, зная о том, что можете оплатить долг, подали заявку на рассрочку, которую мотивировали невозможностью оплаты. Мне такие действия кажутся безответственными. Напоминаю вам, что мы с вами решаем дело о банкротстве завода. А это значит, что вы представляете интересы сотен работников предприятия, которые могут в итоге остаться без работы. Я считаю подобное отношение к делу с вшей стороны крайне неуместным.
Молчание юристов «Красных Баррикад» стало знаком согласия.
– Тем не менее, – продолжил судья, – согласно правилам рассмотрения арбитражных дел, если стороны предлагают решить вопрос мировым соглашением, я обязан им в этом содействовать. Сторона истца, согласны ли вы на немедленное погашение полной суммы долга?
После некоторых колебаний представители «Мегатрон НВК» согласились отказаться от претензий – если получат в свое распоряжение должным образом оформленное платежное поручение.
В итоге, спустя несколько часов дело было закрыто.
Комментарий «Пункта-А»:
Тот факт, что стороны договорились «полюбовно», де-юре не дает оснований заявлять, что какая-то из сторон в этом споре одержала верх. Тем не менее, если отвлечься от юридических формулировок, очевидно, что победа осталась за «Мегатрон НВК».
АСТРАХАНЬ - НОВОСТИ - ЭКОНОМИКА - КРАСНЫЕ БАРРИКАДЫ














