Похоже, голодающие добились как минимум одной своей цели – привлекли к астраханским выборам внимание федерального центра. Сегодня в Астрахань прибыла парламентская комиссия из четырех депутатов. Цель парламентской группы – расследовать факты нарушений на выборах мэра Астрахани, которые прошли 4 марта. Парламентарии уже встретились с голодающими и отправились на переговоры с представителями противоположной стороны.
Четверо не из «ЕР»
Из Москвы сегодня примерно в 19:00 прибыл борт с парламентской комиссией в составе четырех человек. Как было особенно отмечено, в состав комиссии не были включены парламентарии от «Единой России». Впрочем, тут ситуация обставлена довольно тонко: действительно, в четверке нет людей из «ЕР», однако есть представитель ОНФ. Плюс, сопровождающим к комиссии был приставлен единоросс Леонид Огуль.
Как бы то ни было, стоит перечислить всех членов парламентской комиссии поименно:
- Сергей Иванов (ЛДПР) – председатель комиссии
- Александр Агеев («СР»)
- Вячеслав Лысаков (ОНФ)
- Юрий Синельщиков (КПРФ)
Комиссия прибыла по заданию для того, чтобы в очень сжатом режиме опросить всех участников событий: и протестующих, и сторонников представителей правящей партии, и силовиков, и представителей избиркома.




С. Иванов (ЛДПР), А. Агеев ("СР"), В. Лысаков (ОНФ), Ю. Синельщиков (КПРФ)
Без эмоций, пожалуйста...
В первую очередь комиссары встретились, конечно, с «виновниками торжества» – то есть, участниками голодовки. Естественно, их встретили громко и эмоционально. Сразу после того, как комиссары посмотрели видеоролики о фальсификациях, собранные в блоге Олега Шеина (для этого изображение с компьютера вывели на большой монитор), многим хотелось высказать все свои соображения по поводу того, что происходило до выборов, во время них и после того. Люди рассказывали конкретные факты. Однако этот вал откровений, как это часто бывает, быстро перерос в свалку: голодающие перебивали друг друга, перебивали комиссаров, спорили и кричали...
Поначалу представители комиссии попытались дать этому потоку схлынуть и стали слушать. Однако через некоторое время, когда стало понятно, что этот эмоциональный напор, напротив, только нарастает, попытались упорядочить процесс. Комиссар от «Справедливой России» Александр Агеев сказал:
– Я хочу чтоб вы поняли: у нас нет недели, чтобы выслушивать каждую историю с многочасовыми подробностями. У вас голодовка, людям в любую минуту может стать плохо. Именно поэтому были подключены все ресурсы для того, чтобы мы за одну ночь могли встретиться со всеми: с вами, с представителями администрации, суда, силовиками, мэрией, губернатором... Завтра утром нам уже нужно представить отчет в Москве.
Впрочем, успокоить граждан таким образом не удалось.
– Вы поймите, сейчас уже перебор с эмоциями, – продолжил А. Агеев. – Теперь нужны факты. Вы добились своего. Ваш вопрос обсуждается на самом высоком уровне из возможных. Вчера Сергей Миронов общался по ситуации в Астрахани с Владимиром Путиным, Госдума РФ вынесла представление провести расследование, прокуратура участвует в этом процессе... Все заинтересованы объективно разобраться в ситуации. Впервые ради этого была создана комиссия, членами которой мы являемся. Подобного еще не было в современной российской истории. Так что теперь эмоции – это уже лишнее. Нужны трезвые факты: на таком-то участке вброс, на таком-то – замена бюллетеней, там-то – такие-то нарушения... Если факты подтвердятся, мы поставим вопрос об отмене выборов.
Последний тезис встретил дружный одобрительный гвалт.
Выходите из голодовки
Тут в переговоры с голодающими решил вступить представитель ОНФ Вячеслав Лысаков. Он заявил:
– Я, как член Народного Фронта, имею возможность ежемесячно общаться с Владимиром Путиным. И могу донести до него свои впечатления от общения с вами. А впечатление у меня пока складывается такое (хотя коллеги меня в этом могут и не поддержать)... такое складывается у меня впечатление, что местная власть воюет с народом. В этом свете политическое решение о перевыборах возможно.
Люди в помещении одобрительно зашумели...
– Однако я прошу вас прекратить голодовку, – продолжил Лысаков.
В зале раздались резкие выкрики против.
– Поймите меня правильно, – пояснил свою просьбу комиссар от ОНФ. – Ваша задача была – привлечь внимание. Вы его привлекли. Вами занимается лично Путин. Если вы сейчас продолжите упорствовать, рискуя своим здоровьем и здоровьем своих сторонников, то вас попросту не поймут. Вы утратите тот кредит доверия, который сейчас заработали. Потому что если кому-то из вас станет плохо со здоровьем, это будет уже удар по вам. Вы сами себя выставите в неприглядном свете. Продолжая голодовку, вы выставляете в неприглядном свете тех людей, которые идут вам навстречу – Госдуму РФ, Владимира Путина...
Впрочем, такая аргументация не встретила понимания у собравшихся. Из толпы начали раздаваться возгласы:
– Нет, мы будем голодать дальше...
– Это наше здоровье и мы сами за него несем ответственность!...
– Нас уже обманывали раньше! Вам мы верим, но «им» – нет!...
– Мы здесь будем до тех пор, пока не будет либо политического решения, либо решения суда.
Тонкости политических решений
Последнее заявление одного из голодающих (по фамилии Волков) вызвало шквал одобрительных выкриков. И вот тут настала пора разобраться, а чего же конкретно добиваются голодающие, какого «политического решения» ждут?
Роль переговорщика взял на себя глава комиссии Сергей Иванов. Он спросил:
– А как вы вообще представляете себе «политическое решение» вопроса? Вы считаете, что Владимир Путин может встать и сказать: «я решил, что выборы в Астрахани были нечестные – так что давайте перевыборы»?
Некоторые голодающие осторожно закивали в знак согласия.
– Так не бывает, – резко разочаровал их Иванов. – Решение об отмене выборов может принять только суд. Так гласит статья 77 закона «О гарантиях избирательных прав граждан РФ». Вы мне скажите, сколько заявлений в суд вы подали?
Ответить на этот вопрос взялся Олег Шеин:
– Ни одного заявления. Так поступить мне посоветовал глава ЦИК Владимир Чуров, которому в этом вопросе я доверяю. Дело в том, что по опыту прошлых выборов мы выяснили один нюанс судебной практики: суд вправе отказаться рассматривать «вновь вносимые доказательства» (т.е. материалы, которые поступают в ходе процесса). Наши астраханские суды этим правом пользуются максимально. Например, по итогам выборов 2009 года из 70 свидетелей с нашей стороны они соизволили выслушать только шестерых. Поэтому мы сейчас ждем полностью все видео со 122 УИК, чтобы затем в полном объеме их передать в суд вместе с заявлением. Только в этом случае суд не сможет их проигнорировать.
– Так чего же вы добиваетесь, если сами же не идете в суд?, – переспросил комиссар от ЛДПР.
– В суд мы пойдем. Дело за малым: должно поступить видео, – отозвался Шеин. – Плюс, мы не подаем заявление в суд еще и потому, что подача иска в суд сразу же останавливает проверку со стороны ЦИК. Кстати, из 122 видео с веб-камер 16 пленок уже поступило. И в ЦИК их с большим интересом посмотрели. Интерес был настолько велик, что пленки тут же были переданы на рассмотрение в Следственный комитет России. К сожалению, комиссии от СКР мы пока здесь не видим... Как бы то ни было, и без суда центризбирком и вся российская общественность могут составить мнение о том, каким образом были «сделаны» выборы в Астрахани.
«Поснимать всех»
Тут переговоры естественным образом зашли в тупик: голодающие стали настаивать на «политическом решении», которое, по мнению комиссаров, было попросту невозможно.
Со стороны протестующих начали раздаваться предложения:
– Пускай Путин снимет Столярова!
– Столяров сегодня же ночью должен написать заявление о снятии с себя полномочий!
– Да, да! Как Медведев Лужкова снял, так пускай Путин Столярова снимет!
Председатель комиссии, депутат Сергей Иванов от такой «простоты душевной» чуть не вышел из себя:
– Да вы хоть Конституцию РФ читали?! Лужков был мэром Москвы – отдельного субъекта федерации! А Столяров – глава муниципального образования. По Конституции снять главу МО не вправе даже президент!
В ответ на это кого-то из голодающих осенила новая гениальная идея:
– Тогда давайте снимайте Жилкина! Это он должен был отвечать за чистоту выборов! Это он допустит все эти нарушения!
Впрочем, тут уже усмирять «кровожадные» аппетиты своих соратников принялся лидер голодающих Олег Шеин:
– Друзья, не нужно требовать всего и сразу. Давайте оставаться последовательными и высказывать разумные требования. Действительно, у нас с вами есть претензии и к региональной власти. Однако мы с вами здесь собрались для того, чтобы отменить итоги выморов мэра, а не для того, чтобы снимать регионального главу. Так что вернемся к основному вопросу – к отмене незаконных выборов.
Сергей Иванов конструктивный порыв лидера астраханских эсеров поддержал:
– Правильно. Ваши эмоции мне сейчас напоминают то. что творилось в Москве 5 марта, когда протестующие вышли на площадь и говорили, что «выборы были нечестные и мы тут будем стоять, пока Путин не уйдет в отставку». Такие ультиматумы контрпродуктивны. Федеральная власть на вашей стороне, и сейчас нужно достичь результата – наказать виновных и назначить пересчет бюллетеней на спорных участках...
Тут речь С. Иванова прервало общее недовольное «фу-у». В перспективу пересчета бюллетеней, которые по общему мнению уже давно все подделаны, никого не вдохновила.
– ... Да и без пересчета бюллетеней вы вполне можете добиться отмены выборов, – продолжил С. Иванов. – Для этого необходимо доказать, что минимум на 25% участков были нарушения. Если верить вашим словам, то нарушения были даже не на четверти участков, а более чем на половине. Так что смело идите в суд. Если же вы не верите местным судьям, то есть суды более высоких инстанций.
Тут из рядов голодающих раздался голос поддержки:
– Правильно.
– Что, «правильно»?!, – в ответ возмутился комиссар. – Вы в суд еще ни одного заявления не подали! Не ждите никакого чудесного «политического решения». Его не бу-дет.
И снова начался гвалт...
Резюме Шеина
Как только стало ясно, что обсуждение выходит на повторный круг, итоговое слово взял лидер голодающих Олег Шеин. Он передал комиссарам папку с документами и пояснил:
– Мы передаем комиссии ряд документов. Первое – это акты по тем участковым комиссиям, где не был произведен подсчет бюллетеней и итоговые результаты были «нарисованы». Второе – DVD-диск с видео о нарушениях во время выборов. Третье – сведения о криминальном прошлом тех кадров, из которых сейчас формируется нынешняя городская администрация. Четвертое – наш список требований.
Также считаю нужным дать комиссии пояснения по существу заданных вопросов. Во-первых, я лично прекращать голодовку не намерен до достижения конкретного результата. Мы все здесь взрослые люди и вправе нести отвественность за свое здоровье. Никого насильственно мы здесь не удерживаем, с нами нет людей старше 60-ти. Во-вторых, по пересчету голосов – мы считаем такое решение неприемлемым, так как уверены, что фальсификаторы напечатали «запасные» бюллетени в нужном для себя количестве и имели возможность подменить бумаги таким образом, чтобы пересчет доказал их правоту.
Что дальше?
Приняв от О. Шеина кипу документов, комиссары оперативно засобирались на новую встречу. Второй раунд переговоров – с представителями противоположной стороны – должен был пройти в здании обладминистрации. К сожалению, прессу туда уже не пустили.
Как стало известно «Пункту-А», эта встреча закончилась примерно в 22:30.













