АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ЭКОНОМИКА – АЛКОГОЛЬ
Первого марта вступил в силу региональный закон «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Астраханской области», который является продолжением федерального антиалкогольного закона. С 22:00 вечера до 10:00 утра продажа спиртного запрещена. Корреспонденты газеты «Волга» получили комментарий у авторов законопроекта – депутата ДАО Александра Башкина и полпреда губернатора в ДАО Виктории Гурьяновой.
Автор: Ольга Капкаева
Источник: «Волга»
Алкоголь - тема многогранно изученная и выстраданная. С зеленым змием боролись и в царской России, и при советской власти, и в перестроечные времена. Видимо, пришла пора нанести новый удар. Закон уже вызвал массу споров и разговоров. Причем мнения оппонентов прямо противоположны. Одни считают его аналогом горбачевского сухого закона - драконовского, но малоэффективного. Другие полагают, что прописанные нормы, наоборот, слишком мягкие. Где правда и что нам ждать от очередной антиалкогольной кампании? Об этом мы говорим с одним из разработчиков региональной части - депутатом областной Думы Александром Башкиным и полномочным представителем губернатора в областной Думе и представительных органах муниципальных образований - министром Астраханской области Викторией Гурьяновой.
А. Б.: С первого марта будет запрещена продажа алкоголя в местах проведения культурно-массовых мероприятий, а также на прилегающих территориях во время проведения этих мероприятий. Под запрет попали зоны рекреационного назначения: парки, скверы, пляжи и т.д. Также алкоголь будет запрещен к реализации на территориях, прилегающих к монастырским, храмовым и другим культовым комплексам. Расстояние от границы указанных мест до границы прилегающей территории составит 150 метров. Будут введены ограничения и по времени. Ежедневно с 22.00 до 10.00 продажа алкоголя будет вне закона даже в круглосуточно работающих магазинах. Также магазинам придется отказывать посетителям, желающим приобрести что-то горячительное первого июня, первого сентября, 15 декабря и на «Последний звонок» (обычно это 25 мая).
- С детскими днями все понятно. А что за дата 15 декабря?
В.Г.: Это предложение правительства, депутатского корпуса, общественности и многих неравнодушных астраханцев установить так называемый день трезвости. По сложившейся уже на протяжении нескольких лет на территории нашего региона традиции в этот день проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Теперь мы наш благородный порыв подкрепили и юридической нормой. И, конечно, эту дату можно будет отмечать только чаем.
- В идеале все праздники надо отмечать чаем. Не у всех это получается. Скажите, почему именно сейчас назрела необходимость принятия ограничительных мер?
А.Б.: Назрела она не сейчас. И мы борьбу с пьянством вести начали не сегодня и даже не вчера. Планомерная и системная работа проводится с начала двухтысячных годов. Еще в то время депутаты Думы Астраханской области предложили федеральным законодателям приравнять пиво к алкогольным напиткам. К нам прислушались, и именно астраханская инициатива стала основой закона от 2006 года о том, что пиво наряду с другими алкогольными напитками нельзя продавать несовершеннолетним, а также вблизи образовательных учреждений. Этот закон, я считаю, стал первой ласточкой и началом большой работы, направленной на оздоровление общества. Впоследствии нами было выдвинуто еще несколько инициатив. К примеру, дать регионам возможность самостоятельно регулировать ряд ограничений с учетом региональных особенностей. Сейчас мы такое право получили.
В.Г.: Я бы хотела добавить несколько слов о системной работе. Действительно, антиалкогольная кампания – это лишь часть всего комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни и борьбу с элементами социального зла. В том, что алкоголь – зло, лично я ни на минуту не сомневаюсь. Как, впрочем, и многие другие человеческие слабости. К примеру, азартные игры. В регионе давно ведется борьба с этим «недугом». Мы одни из первых субъектов федерации, где был введен полный запрет на азартные игры, и сейчас можно сказать, что эти действия возымели вполне конкретный результат. То же самое и с нахождением несовершеннолетних на улицах, в других общественных местах после десяти вечера без сопровождения взрослых. Этот закон тоже работает. Поэтому ограничение продажи алкоголя я считаю не чем-то сверхъестественным, а очередной ступенькой в большой, подчеркиваю, целенаправленной работе для защиты прежде всего детей и молодежи от губительных соблазнов.
А.Б.: Концепция не в самом времени. Запрет действует ровно половину суток. Перед тем как принять законопроект, мы проводили общественные слушания. Так вот наибольшая часть людей проголосовала именно за этот временной промежуток. Мы, в принципе, могли бы полностью запретить реализацию алкоголя на территории области. Такое право у нас есть. Но я считаю, что даже хорошую идею нельзя доводить до абсурда. Законы экономики мы тоже должны учитывать. Я еще раз подчеркну, что данный законопроект не является запрещающим. Не было цели запретить людям, которые хотят выпить, это сделать. Общепит, к примеру, не подпадает под действие этого закона. Поэтому говорить о том, что в какие-то дни или время суток будет полностью перекрыт доступ к алкоголю, нельзя. Это скорее попытка, дополнительная мера, чтобы разделить людей, на тех которые хотят выпить и имеют на это право, и тех, кому либо рано в силу возраста, либо просто не нужно.
В.Г.: А еще это конкретная помощь со стороны государства тем, кто не до конца осознает свое состояние.
- Кто будет контролировать исполнение закона? Известно ведь, что словесный запрет действует не на всех.
В.Г.: Контролировать будут органы исполнительной власти, правоохранительные органы и органы местного самоуправления. Принят закон 31 января. В силу вступает с первого марта. С этого момента совместно с правоохранительными органами будем проводить рейды и проверки, принимать решение об административной ответственности.
- Проблема алкоголизации молодежи сегодня стала нашей бедой. Однако одними запретами ее не решить. Что еще делается для того, чтобы юноши и девушки не тянулись к бутылке?
А.Б.: Действительно, что-то запрещая, мы должны что-то предлагать взамен: открывать клубы, подростковые центры, бассейны и т.д. И это тоже входит в комплекс мер, направленных на формирование здорового образа жизни. Сейчас подвижки в этом направлении есть. Практически в каждой школе до позднего вечера функционируют какие-то кружки и секции. Много сделано в плане развития студенческого самоуправления: возрождаются КВН, интеллектуальные игры, которые привлекают все больше молодежи. Однако я должен заметить, что государство в одиночку справиться с такой проблемой не сможет. Главная роль в формировании правильного сознания и поведения все-таки принадлежит родителям, семье. Наивно надеяться, что только депутаты со всем управятся. Хорошо, что мы сегодня об этом говорим, потому что ситуация настолько серьезна, что речь о ликвидации пьянства даже не идет. Нам хотя бы удержать в узде этого страшного зверя, уберечь подрастающее поколение. Сделать это можно, только начав с себя. Дети смотрят на родителей, смотрят, как те пьют, бегают «за добавкой», похмеляются с утра. При этом подтрунивают над «недалекими» депутатами, которые издают «глупые» законы. А лучше бы им самим опомниться, если не ради себя, то хотя бы ради своих детей. Надо отметить, что сама молодежь с гораздо большим пониманием отнеслась к таким кардинальным мерам и даже требовала более жестких запретов.
В.Г.: Полностью поддерживаю Александра Давыдовича и хочу добавить, что принятый закон – это не истина в последней инстанции. С первого марта начнется формирование экспертно-консультационного совета, в который войдут все заинтересованные лица: общественные организации, депутаты, представители церкви, молодежь и т.д. Этот совет будет анализировать социально-экономические и иные последствия принятого закона, вносить предложения по его корректировке как в сторону ужесточения, так и в сторону смягчения действия его норм.
- Анализировали ли вы опыт других регионов, где ограничение розничной продажи алкоголя уже введено?
А.Б.: Конечно. Мы для того и взяли год на разработку своего законопроекта, чтобы посмотреть, как подобные меры покажут себя там, где ограничения были введены параллельно с федеральным законом. Так вот там, где подобный опыт уже имеется, резко снизались показатели ночной преступности. Если в нашем регионе удастся достичь таких показателей, можно считать, что свою миссию закон выполнил.
В.Г.: Лично я считаю, что вода камень точит. Даже если одного человека удастся таким образом «отрезвить», значит мы на верном пути.
Комментарии
comments powered by HyperComments