Тюрьмы, СИЗО, спецприемники и другие места принудительного содержания – территория крайне закрытая. Попасть туда (не в качестве заключенного) может весьма ограниченный круг людей. К ним относятся в том числе члены общественных наблюдательных комиссий. Новый состав этого органа начал работу в Астрахани.
16 февраля, пятый созыв общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания провел организационное заседание. А перед этим состоялся круглый стол, модератором которого выступил председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Воронцов.
Он вручил членам нового созыва ОНК мандаты. А затем участники круглого стола - представители УФСИН, УМВД, прокуратуры, региональной Общественной палаты, управления по внутренней политике администрации губернатора, Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Астраханской области - обсудили предстоящую деятельность комиссии, точки взаимодействия, ситуацию с соблюдением прав заключенных и задержанных.
Как живется в ИК, СИЗО, спецприемниках и прочих местах принудительного содержания, мы слабо себе представляем, да и не дай бог. Однако выступающие пролили некоторый свет и приоткрыли завесу в этот закрытый мир.
Можно свариться
Так, Уполномоченный по правам человека Андрей Спицын рассказал, что около четверти всех обращений в аппарат омбудсмена поступает из исправительных колоний и СИЗО. Часть касается приговоров, решений, действий следственных органов. Но превалируют жалобы, связанные именно с пребыванием в заключении. «Одна из злободневных тем – температурный режим в следственных изоляторах в условиях экстремального климата нашего региона, - сообщил омбудсмен. – То, что происходит в наших следственных изоляторах летом, иначе как пыточными условиями назвать трудно. Люди находятся в камерах, которые не проветриваются в соответствии с нормативными требованиями, температурный режим значительно превышен».
По словам Андрея Спицына, эта тема неоднократно поднималась им совместно с ОНК прошлого созыва. Перед руководством ФСИН России был поставлен вопрос о разработке для жарких регионов особого порядка мытья лиц, которые содержатся в СИЗО. Оказывается, сегодня в соответствии с законодательством два раза в неделю моют только женщин и несовершеннолетних. Правозащитники настаивают на том, чтобы все, кто находится в следственных изоляторах, могли хотя бы дважды в неделю принять душ. По крайней мере, в регионах Южного федерального округа.
Также они добиваются, чтобы людей с хроническими сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями помещали в камеры, оборудованные системами кондиционирования. Но для этого нужно финансирование, и Андрей Спицын надеется, что с помощью Общественной палаты РФ эти вопросы удастся как-то решить.
Мрачные тайны «Белого лебедя»
На днях астраханцы предложили закрыть «Белый лебедь» (так горожане называют СИЗО-1, расположенный в центре Астрахани). Инициатива поступила на сайт, собирающий предложения в будущий мастер-план Астраханской агломерации.
О «Белом лебеде» ходит немало легенд. Например, что люди там спят по очереди в переполненных камерах. Замначальника УФСИН России по Астраханской области Зинур Есов, выступая на круглом столе, заверил, что, несмотря на недостатки в содержании заключенных, подозреваемых и обвиняемых, каждый из них обеспечен спальным местом и спальными принадлежностями. В учреждениях исполнения наказаний проводятся плановые капитальные ремонты. Все камеры, где содержатся женщины и подростки, оснащены исправными холодильниками и телевизорами, а в СИЗО-2 даже есть 2-комнатная камера матери и ребенка – фактически квартира, оборудованная мебелью, в том числе детской, микроволновкой, стиральной машиной с функцией сушки, телевизором, санузлом.
Это замечательно, что женщины с малыми детьми могут сидеть с полным комфортом. Но, заметил Андрей Спицын, в мужские камеры телевизор дают только в порядке поощрения. «21 век! Мы полностью отрываем человека от реальной жизни, он даже не может узнать, что происходит в стране. А он ведь еще даже не осужден», - говорит омбудсмен. И вообще, по его словам, «Белый лебедь», построенный 200 лет назад, уже весь сгнил и пропитан инфекциями. Там есть камеры, которые находятся ниже уровня земли.
Уполномоченный по правам человека не предлагает закрыть СИЗО – перед этим надо как минимум построить новый. Но уверен, что необходима доработка федеральных норм, регулирующих условия содержания в таких учреждениях.
Заглянуть в палату №6
Еще одно направление совместной работы правозащитников с российской Общественной палатой – так называемые стражные и режимные отделения психиатрических стационаров. Первые предназначены для проведения недобровольной судебно-психиатрической экспертизы подозреваемых и обвиняемых. Вторые – для тех, кому суд вместо лишения свободы назначил принудительное лечение. Эти отделения отнесены к местам принудительного содержания, но в них может действовать как тюремный, так и больничный режим. «Эта путаница приводит к тому, что люди, попадая из СИЗО в стражные отделения в качестве подэкспертных, подчас начисто лишаются целого ряда прав, гарантированных им законом», - уверяет Андрей Спицын. Причина в том, что администрация и персонал психиатрических больниц рассматривают их как своих пациентов, априори причисляя к лицам с психическими заболеваниями. А подход к оборудованию этих отделений мебелью, инвентарем, организации распорядка дня в разных регионах устанавливается свой. В прошлом году после посещения членами ОНК астраханской психбольницы медучреждению направили заключение о выявленных недостатках, в частности, о необходимости приведения помещений в соответствие с требованиями. Однако Андрей Спицын считает, что необходимо федеральное регулирование этих нюансов в виде совместного приказа Минздрава России, ФСИН и МВД.
*************
По данным на 1 января 2020 года в учреждениях УФСИН России по Астраханской области находился 1131 человек – 70% от вместимости.
В 2020 году в деятельности органов и учреждений УФСИН прокуратура выявила более 1500 нарушений закона. Их число за прошлый год возросло на 12%. На 100% выросло число нарушений, выявленных в следственных изоляторах, на 11% - в исправительных учреждениях, почти на 40% - в медицинских частях, более чем на 100% - в территориальном органе ФСИН по области. Большая часть из них, сообщил прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области Николай Горбунцов, была устранена. В основном растет количество нарушений материально-бытового, медико-санитарного обеспечения, воспитательной работы, ведения переписки и др. При этом фактов незаконного применения физической силы и спецсредств, по данным надзорного органа, в регионе в последние годы не допущено.