Но кто ведет эту работу? Кто те люди, которые работают на земснарядах? Кто готов взяться за непростую работу достать со дна заболоченной речки тысячи тонн песка и ила и вернуть водную артерию к жизни? Отвечаем: в Астраханской области вот уже полвека эту работу ведет «Приволжская ПМК»
– Сергей Сергеевич, в последние годы тема обмеления водных проток – одна из самых острых. В астраханских новостных лентах то и дело всплывают тревожные сообщения: то какое-нибудь село без воды осталось, то люди тревожатся о судьбе пересыхающего ерика или ильменя… Почему так?
– Тут, пожалуй, два ключевых компонента. Во-первых, это, конечно, глобальный климатический тренд. Каспий вот уже двадцать лет отступает, климат приобретает континентальный характер – с малоснежными зимами и жарким летом. Но не меньшее значение имеет и то, что с распадом плановой экономики поменялся подход к проблемам расчистки проток, строительству мелиоративных систем. Случился многолетний перерыв в развитии водной инфраструктуры.
– Что это значит?
– В СССР к вопросам обеспечения водой подходили системно. Решения принимались и задачи ставились централизованно – с расчетом на обеспечение сразу всего агропромышленного комплекса региона со всей системой колхозов и совхозов. Именно тогда была создана наша «Приволжская ПМК» – в числе десятков других, которые создавали инфраструктуру области. Работы было много: старожилы нашего предприятия рассказывают, что в то время земснаряды зимовали на водотоках, постоянно стояли на точках – работали практически без простоев. В 1990-е и 2000-е годы этот подход был утрачен. И только сейчас, с появлением нацпроекта «Экология», проекта «Оздоровление Волги» и других похожих госпрограмм в сельском хозяйстве появилась надежда на возрождение.

– Как так вышло, что «Приволжская ПМК» на сегодняшний день осталась единственной из всего астраханского комплекса передвижных механизированных колонн?
– Тут много факторов. Но, пожалуй, главное – это способность адаптироваться. Хоть «Приволжская ПМК» и специализируется на дноуглубительных работах, мы расширили свои компетенции довольно широко. В трудные времена брались за любые проекты: умеем строить дороги, прокладываем трубопроводы, если надо – строим детские сады и спортивные комплексы. Например, сейчас ведем строительство школы в поселке Трусово Наримановского района. Это позволило сохранить мощный костяк специалистов, способных управляться с уникальной техникой, и воспитать новое поколение профессионалов, которым можно доверить ответственные проекты.
– А сколько людей трудится в «Приволжской ПМК»?
– На постоянной основе – около 200 сотрудников. Еще не так давно было 120, но в 2020 году мы серьезно нарастили штат. Зарплаты выше средних по рынку, текучка небольшая. Помимо основной команды еще несколько сотен человек привлекаем к проектам. В общей сложности порядка 500 астраханцев имеют возможность честно работать и кормить свои семьи благодаря «Приволжской ПМК».
– Я правильно услышал: вы набирали новых сотрудников в 2020 году – в разгар пандемии?
– Да. Ведь работа не останавливается – особенно по таким стратегически важным проектам, как водоснабжение села Началово: наша команда прокладывает для Астраханского водоканала трубопровод в Приволжском районе. Люди ждут воды, так что важно успеть вовремя.
– Успеваете?
– Проект уже в завершающей стадии. До конца года сдаем, как и оговорено контрактом. Приволжье получит мощный источник воды – с хорошим запасом на дальнейшее развитие района. Еще один проект ведем в Черноярском районе – по водоснабжению села Соленое Займище.

– «Приволжская ПМК» работает только в Астраханской области?
– Не только. В нашем портфеле заказов есть проекты в Самарской области.
– А налоги где платите?
– Здесь, в Астраханской области. Это принципиальная позиция – мы патриоты родного региона. Поэтому, конечно, в первую очередь боремся за проекты в Астраханской области, в сфере мелиорации и дноуглубительных работ. Например, для нас было делом чести взять на себя проект Главрыбвода по углублению Бардынинского и Белинского каналов. Первый, кстати, мы недавно завершили.
– Как думаете, есть перспективы возродить оросительную систему, чтобы люди забыли наконец о проблемах с дефицитом воды?
– Мы прикладываем все силы для этого. «Приволжская ПМК» расчищала Обжоровский и Старо-Иголкинский каналы-рыбоходы в Володарском районе, обводной канал Прискаспийской оросительной системы в Наримановском районе, подводящие каналы к Восточненскому, Бирюковскому и Басинскому водохранилищам в Лиманском районе. Наши специалисты строили шлюз-регулятор между ильменями Коптолва и Соленая дорога в Икрянинском районе.
Сегодня идут серьезные разговоры о спасении Ахтубы, которая в последние годы утратила судоходность, и мы готовы всячески помогать их реализации, потому что понимаем – это важно.

– В будущее смотрите с оптимизмом?
– Меня особенно радуют планы по возрождению системы мелиорации. Пионерами стали производители томат-пасты в Харабалинском районе: на землях, которые пустовали многие годы, теперь собирают миллион тонн помидоров. А в прошлом году пошли серьезные разговоры о возрождении рисоводства. Мы приняли участие в проекте по восстановлению оросительных каналов для иногородней компании-инвестора. И насколько могу судить, это только начало: инвесторы получили первый урожай и настроены серьезно. Это хороший знак.
Я искренне считаю, что сейчас вновь настала пора вкладываться в оросительные системы, в развитие сети каналов-рыбоходов и в судоходные пути. Это чрезвычайно важно для нашей области, которая во все времена славилась своими овощами и рыбой. Это не только славное прошлое Астрахани, но и, я уверен, будущее. Поэтому «Приволжская ПМК» охотно берется за такие проекты: мы для этой работы созданы, мы это умеем! Мы делаем эту работу хорошо!