С субботы Россельхознадзор временно ограничил ввоз в Россию охлажденной рыбы от 13 из 35 норвежских эскпортеров, поставляющих в Россию лосося и форель. Запрет связан с «неоднократным выявлением продукции, имеющей высокое микробное загрязнение". "Пункт-А" поинтересовался у астраханских экспертов, улучшит ли эта мера положение наших рыбопромышленников?
Россия – самый крупный покупатель норвежской красной рыбы в мире. За прошлый год Россия купила в Норвегии 104 000 тонн семги и 20 000 тонн форели на 490 млн евро. На предприятия, которым запрещены поставки, в общей сложности приходилось 28,6% импорта лосося и 59,8% – форели в 2011 году. Формальный повод к запрету – присутствие в замороженной рыбе бактерий (листерии и сальмонеллы). Европейское и норвежское ветеринарное законодательство допускает незначительное присутствие листерий в рыбе, российское – нет.
Пока различные эксперты спорят о том, носит ли эта коллизия санитарный или экономический характер (например, в виде передела рынка в пользу других крупных импортеров красной рыбы), "Пункт-А" заинтересовался другим аспектом: а как отразится запрет на норвежскую рыбу на астраханских производителях? Сулит ли им "расчистка рынка" какие-либо новые возможности?
Кости выбирают пинцетом
С точки зрения формальной логики такой вопрос довольно надуманный: ни форель, ни лосось в астраханских водах не плавают. Так что прямые выгоды от "запрета на норвежцев" нашим рыбакам, конечно же, не светят. Однако косвенные выгоды все-таки возможны. Президент некоммерческой организации "Союз рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий "Каспрыба" Андрей Маркин сказал "Пункту-А":
– Действительно рынок мороженной рыбы довольно жестко сегментирован на три сектора: на добытую в море (океаническим ловом), во внутренних водоемах и аквакультура (рыба искусственного разведения). Астрахань поставляет рыбу с внутренних водоемов. А норвежские лосось и форель – это по большей части аквакультура. С точки зрения экономики эти два сектора пересекаются слабо. Впрочем, если запрет спровоцирует отсутствие на рынке норвежского лосося (или его удорожание), есть шанс, что это подхлестнет интерес покупателей к астраханской рыбе. В первую очередь к таким товарным позициям рыбы внутренних водоемов, как сом и щука. Которые являются в нашем сегменте лидерами по вкусовым качествам.
Может быть, новые условия - это шанс для астраханских рыбопромышленников резко сменить маркетинговую стратегию и отвоевать кусочек рынка?
Тем не менее, шанс на развитие подобного сценария не очень велик. Дело в том, что лосось и форель благодаря агрессивной маркетинговой политике (в первую очередь силами норвежского рыбного лобби, поддерживаемого государством) занял на рынке очень крепкие – фактически непоколебимые – позиции. В сознании российского потребителя лосось и форель имеют более высокий статус, нежели сом и щука. Даже несмотря на сведения о том, что норвежкая аквакультура в последние годы была дискредитирована целым рядом санитарных скандалов, подобных нынешнему.
Один из экспертов "Пункта-А" заявил:
– Производство рыбы искусственного разведения на крупных производствах (в т.ч. в Норвегии) связано с применением химических составляющих в кормах. При этом далеко не все эти "присадки" полезны для человеческого организма. Например, "благородный" красный оттенок лосося на таких производствах
достигается с помощью химических пищевых добавок в рыбные корма. Избежать этого никак нельзя: в искусственных водоемах просто отсутствуют в достаточном количестве красные рачки, которыми обычно питается "дикий" лосось. Мясо аквакультурного лосося без этих добавок было бы бесцветным. А так каждый завод имеет возможность "раскрасить" свою продукцию в любой оттенок – от малинового и алого до оранжевого. В этом смысле решение Россельхознадзора можно только приветствать.
Прием рыбы
При всем при том более экологически чистая астраханская мороженая рыба по сравнению с норвежской имеет высокую себестоимость. В совокупности с маркетинговыми преимуществами "красной рыбы" этот фактор приобретает решающее значение. Поэтому рынок сбыта астраханской продукции от этого вряд ли серьезно увеличится.
И все-таки, может быть, новые условия - это шанс для астраханских рыбопромышленников резко сменить маркетинговую стратегию и отвоевать кусочек рынка?
Так выглядят замороженная в бруски астраханская рыба.