– Ольга Александровна, после того как ряд астраханских вузов перешли на дистанционное обучение многие ждали, что и Астраханский ГМУ последует этому примеру. Однако медицинский университет пошел по иному пути и продолжил образовательный процесс. Почему приняли такое решение? Университет имеет какой-то особый статус?
– Астраханский медуниверситет не находится на каком-то особом положении. Но сама наша специальность – особая. Подготовка медицинских кадров – это одно из звеньев системы охраны общественного здоровья. Кроме того, в истории отечественной и мировой медицины увы, достаточно примеров, напоминающих о том, что в случае неблагоприятного развития эпидобстановки, сопровождающейся острой нехваткой медицинского персонала, для спасения людей в дело вступали тысячи студентов-медиков. Для этого они должны находиться в режиме постоянной подготовки и мобилизации. И до последней возможности образовательный процесс не прерывать. Поэтому Министерство здравоохранения Российской Федерации не принимало решения о закрытии российских медвузов или о переводе на дистанционное обучение. Однако, с учетом региональной эпидемиологической обстановки такое решение вправе принять Губернатор или региональный Роспотребнадзор. Кстати, сегодня Губернатор такое распоряжение принял, и мы, безусловно, его выполним.
Одновременно мы предпримем все необходимое для того, чтобы учебный процесс не прерывался, был максимально эффективным в возможной ситуации, хотя, конечно, с учетом специфики медицинского образования, сделать это крайне сложно. Ну, и, безусловно, за эти дни мы перевели на дистанционную форму освоение лекционного материала, и подготовились к возможному переходу обучения полностью на дистант.
- Как вы готовились к проведению дистанционного образования.
- Это целый комплекс мероприятий от разработки сценария, съемки или подготовки инфографики до защиты информационного контента. К сожалению, ранее к созданию цифровой образовательной среды относились без должного внимания. Именно поэтому, сейчас мы прикладываем максимум усилий по созданию адекватной электронной образовательной среды.
- Какие меры еще приняты в Университете в рамках противоэпидемических мероприятий?
– С прошлой недели отдельным распоряжением у нас отменены все массовые мероприятия, в том числе спортивные, культурные и научные, командировки, академический обмен, в том числе визиты международных делегаций, которые подготавливались на протяжении полутора-двух лет. Запрещен выезд обучающихся и сотрудников за пределы Российской Федерации, например, поездка в Витебск вузовской команды КВН, которая впервые вышла в полуфинал, Отменены конференции, олимпиады, заседания научных обществ. Перешли на формат видеоконференций, где это возможно. Для того, чтобы обезопасить студентов и сотрудников, введен масочный режим, организованы пропускные пункты, с проведением опроса и термометрии, последующим мониторингом состояния здоровья. Увеличен объем антисептических и гигиенических средств в санитарных комнатах во всех корпусах университета, проводятся ежедневные дезинфекционные мероприятия и обеззараживание воздуха. Разработаны и выпущены плакаты, листовки, видеоролики, - о клинических проявлениях новой коронавирусной инфекции, мерах профилактики и недопущения ее распространения.
– А где маски берете?
– Если бы они были в продаже, мы готовы были бы их закупить. Но их нет. Как и медицинский колледж, мы решили пошить маски силами университета.
– Это много масок нужно.
– Маски каждый день стираются и стерилизуются в автоклаве – на следующий день они выдаются снова. Тем не менее, нужно постоянно восполнять запасы, потому что студенты маски теряют, некоторые считают их одноразовыми и выбрасывают.
– Если студент или сотрудник пришел с температурой на занятия, его допустят?
– Нет. Пункт контроля отправляет обратно, информацию о них мы мониторируем. Организована телефонная линия, по которой можно получить ответ на интересующий вопрос и квалифицированное мнение сотрудников университета.
– Еще один вопрос: в Астраханском ГМУ ведь много иностранных студентов. Есть ли риск, что они привезли инфекцию с собой?
– Мы этот аспект контролируем. Дело в том, что иностранные обучающиеся вернулись с каникул еще в начале февраля. Таким образом, прошло уже больше месяца. А как вы помните, инкубационный период коронавирусной инфекции – две недели. Так что если бы были инфицированные, это бы уже стало понятно. Те же, кто не успел (у нас есть такая студентка из Казахстана, которая не успела приехать) – продолжают обучение дистанционно в индивидуальном режиме. Мы организовали обучение по видеосвязи.
Мы понимаем свою роль и ответственность за становление нового поколения врачей и сегодняшняя ситуация – это не повод для паники, а в первую очередь проверка для университета: мы учим врачей противостоять инфекциям, а не прятаться от них.