Автор: Леонид Хают. Источник: "Комсомолец Каспия"
В советское время исправительные учреждения были четко встроены в экономику страны, внося в нее довольно ощутимый вклад. Грех было не использовать целую армию практически дармовой рабочей силы. К тому же тогда считалось, что только труд поможет оступившемуся встать на путь исправления. «Понял сам скажи другому честный труд - дорога к дому» – такой или подобные ему лозунги висели в каждой «зоне». Кстати, и назывались они тогда не «исправительные», как сейчас (ИК), а «исправительно-трудовые» колонии (ИТК, позже ИТУ – исправительно-трудовое учреждение).
На территории Астраханской области в 70-80-х годах прошлого века существовало насколько колоний общего и строгого режима и две колонии-поселения. Содержащиеся в них осужденные работали на благо родины не покладая рук в две, а то и три (когда «горел» план) смены. В нескольких «зонах» изготавливали вагон-дома, то есть вагончики-общежития для проживания вахтовой смены, например газовиков или нефтяников. На «шестерке» (ИТК-6, существующая и поныне) также производили тракторные прицепы-роспуски, которые поставлялись не только в братские Белоруссию и Украину но и в не менее братский Йемен и другие развивающиеся страны.
На «десятке» пытались осваивать литейное производство. ИТК-8, расположенная в правобережной части города, первоначально была создана для использования осужденных на строительстве завода резиновой обуви (АЭРО). А колонии-поселения № 11 и №12, как уже писал "КК", обслуживали строительство Астраханского газоперерабатывающего комплекса в Аксарайске.
Но, пожалуй, самой «мощной» в производственном отношении была «двойка» (ИТК-2), и по сей день «украшающая» поселок Мошаик. Автор этих строк отдал ей 10 лет жизни в качестве инженера по оборудованию. Помимо вагон-домов, там производили комплектующие для тракторных прицепов (колесные оси и соединительные дышла), шили футбольные мячи, фуфайки и спортивные костюмы, сколачивали деревянные ящики доя овощей, варили лодки-прорези для транспортировки живой рыбы. А позднее на территории колонии были установлены первые в Астрахани машины-полуавтоматы для литья овощной тары из полиэтилена. В общем, героическим трудом зеки помогали Ленинскому району добывать переходящие красные знамена за победу в социалистическом соревновании. Кстати, однажды ночью мы помогли устранить серьезную аварию на городском водозаборе изготовив на прессовом оборудовании заглушку-хомут для трубы большого диаметра.
Ну а о том, что осужденные – мастера на все руки, какие они могут сотворять поделки и сувениры, и говорить не приходится.
Труд заключенных не был бесплатным. Им на лицевые счета начислялась зарплата. Конечно, по «срезанным» расценкам. Половина сразу шла «хозяину», то есть государству, оставшееся разрешалось расходовать (по «безналу», естественно). На покупку в «зоновском» магазине («ларьке») продуктов и предметов обихода. Остаток денег накапливался на счете и выдавался осужденному в день освобождения. Некоторые, отмотавшие большие сроки, бывало, получали на руки рублей по 500-700, то есть по 5-6 средних зарплат того времени.