Источник: "Утро.ру"
Политический кризис в России приобрел необратимый характер, возвращение к прежнему статус-кво невозможно — таков главный вывод доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) «Общество и власть в условиях политического кризиса», подготовленного для Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Это не означает, что скоро вся страна выйдет на улицы: кризис выражается не столько в расширении социальных групп, склонных к публичным протестам, сколько в нарастании общей усталости от политических лидеров и правящей элиты, объясняют авторы доклада. Перелом может принести новая волна экономического кризиса: произойдет быстрая утрата властями контроля за ситуацией и трансформация государства по радикальному сценарию.
Общее внимание к новому докладу ЦСР привлекла точность, с которой его эксперты еще в марте 2011 г. года смогли предсказать падение рейтингов тандема, неспособность власти выиграть выборы без активного использования административного ресурса и массовые протесты, которые за этим последовали. Мартовский доклад назывался «Политический кризис в России и возможные механизмы его развития».
Очевидно также, что в немалой степени интерес к последнему докладу объясняется общим дефицитом серьезных социальных и политических исследований, посвященных анализу текущей ситуации. Органы госвласти отдают явное предпочтение комплиментарным исследованиям общественного мнения, которые свидетельствуют о росте (или как минимум фиксации) уровня доверия к действующей власти. Оппозиционные партии и движения слишком маргинальны, чтобы ставить перед собой задачи такого уровня. В марте 2011 г. доклад ЦСР стал своего рода манифестом наиболее либеральной части окружения президента Дмитрия Медведева, как наиболее перспективного проводника необходимых реформ, к выдвижению своей кандидатуры на второй срок. В мае 2012-го доклад ЦСР снова отвечает на запрос наиболее продвинутой части российской элиты. Но она больше не группируется вокруг Медведева. (Комитет гражданских инициатив Кудрина был создан по его инициативе для объединения «на внепартийной основе профессионалов, работающих в ключевых сферах», а официально заявленная цель комитета — «определение и реализация наилучшего варианта развития страны»). Это свидетельствует о том, что определенная часть российской элиты все-таки представляет собой активный и относительно организованный конгломерат — то есть еще способна быть движущей силой прогресса.
Объединяющим может стать запрос на эффективное государство. Ко всему населению можно обращаться с одной и той же повесткой: все хотят нормального здравоохранения, образования и ЖКХ. «По существу открывается окно возможностей для новой „партии власти". Но, в отличие от начала прошлого десятилетия, создание такой партии сверху, по инициативе властей (а тем более — с участием „Единой России") невозможно, предупреждает ЦСР. Препятствием служит низкий уровень доверия к существующим политическим партиям и возможным лидерам.
Городской средний класс ушел в глухую оппозицию и не будет поддерживать инициативы по реанимации партии власти сверху. Новая партия власти сможет заручиться поддержкой массовых слоев общества, только если она будет реализовываться снизу, „как умеренно оппозиционное движение, предлагающее альтернативные решения основных наболевших проблем и действующее путем выстраивания доверия на местном уровне", констатируют авторы доклада.