Все три законопроекта выдвинуло руководство ДАО: председатель Александр Клыканов, первый зампред ДАО Анвер Алмаев и зампред Ирина Родненко. О чем речь? Так, авторы проектов предложили:
- 1) внести изменения в ст. 17 Закона АО «О статусе депутаты ДАО» – в части сокращения компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатских полномочий.
- 2) внести изменения в ст. 5 Закона АО «О наказах избирателей» – в части определения величины расходов, предлагаемых в бюджет на исполнение наказов избирателей.
- 3) изменить закон «О числе депутатов ДАО», разрешив первому заместителю предеседателя и «простому» зампредседателя регионального парламента не работать на постоянной основе (отказаться от зарплат по собственному желанию).
Идеи экономить на думских расходах вызвали среди депутатов бурную реакцию. Так, эсер Александр Каманин заявил, что урезание компенсаций не позволит ему с должным качеством исполнять возложенные на него избирателями обязанности:
– Прежде всего, урезание ударит по депутатам, которые работают не на постоянной основе. Я, например, могу предоставить перечень моих почтовых расходов: я покупаю конверты и марки, чтобы иметь возможность ответить людям, которые пишут в Думу, донести их обращения до инстануций. Плюс, сюда относим рекламу, которая дается на ТВ и в газетах: я когда еду на прием в Ахтубинск, я предупреждаю население о встрече. Это мои депутатские обязанности. Если компенсации будут урезаны, депутаты не смогут полноценно вести работу с населением. Я предлагаю сохранить компенсации нам без изменения, а депутатам, работающим на постоянной основе – сократить.
Спикер ДАО Александр Клыканов отреагировал на реплику Каманина:
– Вы, Александр Всеволодович, так упорно призывали всех начинать экономию с себя, а тут вдруг заявляете обратное… Странная логика.
Впрочем, в зале прозвучали и иные версии. Была озвучена конкретная сумма – урезание составит 12 тысяч рублей в месяц. Один из парламентариев отметил, что депутат депутату – рознь:
– Для одних эти 12 тысяч – мало что значат. Для других, особенно тех, кто на пенсии находится – это существенная сумма. Может быть, нам действовать избирательнее?
Впрочем, эсеры, похоже, не были настроены искать компромиссы. Еще перед началом заседания по коридорам прошел слух, что «Олег Шеин потребует отставки министров Шведова и Полянской» (дума согласует кандидатуры министра финансов и министра экономики, так, что парламент вполне может их уволить – прим. ред). Поэтому когда лидер астраханских справороссов попросил слова и вышел к трибуне, зал настроился на мощную встряску.
Приводим стенограмму выступления Олега Шеина:
– У нас три вопроса, которые так или иначе касаются сокращения расходов на областную Думу. В рассмотрении этого пакета законопроектов нет логики, если не оценить в целом потенциал экономии расходов областного бюджета. Разве что, мы таким образом продемонстрируем на собственном примере какой-то аскетизм и готовность сокращать расходы. При этом очевидно, что подобные шаги повлекут за собой ослабление политического влияния областной Думы. И я думаю, что в сложившейся ситуации будет рационально посмотреть, что происходит у нас за пределами областного парламента.
Так, наши коллеги из областной власти готовят к первому чтению проект регионального бюджета на 2016 год. И мы можем видеть, что же вкладывается в расходную часть этого документа.
Например, тут есть совершенно замечательная программа «Обеспечение информирования населения о социально-экономическом и общественно-политическом положении Астраханской области». 50 миллионов рублей заложено на то, чтобы рассказывать людям, как они живут. А то они сами не видят? Это пропагандистская долбежка, и суммы на нее закладываются сопоставимые с теми, что нам предлагают урезать в виде льгот ветеранам Чечни и пенсионерам.
Еще один пункт смотрим: региональный телеканал – 45 млн. рублей. Это только официально туда уходит. Плюс бесконечные контракты, которые идут на этот канал через министерства и ведомства. Сколько в общем выходит – надо считать.
Тема нашего с вами казачества – это отдельный пункт. Всего на казачество – 60 млн.. И на что они тратятся? Скажем, на почетный караул: 2,4 млн. рублей будет потрачено на 15 человек. Для сравнения, на празднование Сабантуя наши братья и сестры – татары и татарки – получили от бюджета 100 тысяч рублей.
А еще у нас есть целое посольство региона в Москве. То самое посольство, которое два года назад «зевнуло» закон о шельфе, после чего два наших депутата проголосовали за закон, лишающий наш регион ежегодно 3,5 млрд. рублей. Ладно, про депутатов говорить не буду, но посольство-то куда глядело – целый штат народу с заместителем губернатора во главе! И они до сих пор получают деньги. Скажу, что года так с 2005-го, когда я еще в Москве работал, толку от этого ведомства у нас уже не было.
Почему мы с вами экономим копейки на конвертах, которые уходят у депутатов на переписку с избирателями, и не говорим о сотнях миллионов рублей, которые направляются на пропаганду в медиа и на административный аппарат?
Полюбуйтесь на то, что происходит в мэрии Астрахани: 900 человек имеют персональные стационарные телефоны. Номера в справочнике указаны. Мэрия их не сама финансирует, город получает на это субсидию из областного бюджета.
Городская избирательная комиссия зачем нам нужна? Выборов не будет пять лет, комиссию надо расформировать. А у нас наоборот: в бюджете заложено 10 миллионов. Да за эти деньги можно было бы за два года обеспечить КОИБами более половины избирательных участков.
Заработные платы. Вот у меня есть табличка из Минобразования области: в 16 школах имеется более семи заместителей директора:
• школа №1 – девять замов,
• школа №28 – десять замов,
• школа №36 – девять,
• школа №4 – девять,
• гимназия №3 – 11 замов,
• школа №32 – 11 замов…
Это куда годится? И зарплаты у этих руководителей не маленькие. Директор гимназии №3 имеет зарплату 117 тысяч рублей. И откуда деньги будут в бюджете?
В областных медучреждениях зарплаты – не меньше:
• Зарплата главврача поликлиники №1 – 115 тысяч рублей,
• стоматологическая поликлиника №1 – 100 тысяч,
• Володарская райбольница (и другие районные), зарплата руководителя – 100 тысяч,
• Городская больница №5 – 130 тысяч рублей,
• Областная клиника «Стоматологический центр» – 175 тысяч,
• Горбольница №4 – 180 тысяч,
• Стоматология №2 по прошлому году – 300 тысяч,
• Кожвендиспансер (по прошлому году) – 389 тысяч.
Почему мы об этом не говорим? Да, соглашусь, эти люди жизни спасают. Но делают это в бюджетном учреждении, на бюджетном оборудовании, получая деньги от населения, у которого и так их вроде бы не густо.
С 1 июля у нас прекратилась от областного бюджета помощь малоимущим. 17 млн рублей не хватило, чтобы продолжать выплаты тем, у кого доходы меньше прожиточного минимума.
Я не выступаю против того, чтобы урезать компенсации, которые депутаты получают на покупку конвертов для переписки с избирателями. Но говорить надо не только об этом. Нужно вести более широкую дискуссию.
Выступление, несмотря на отсутствие требований уволить министров, вызвало среди депутатов серьезный резонанс. Депутаты начали по очереди делиться своими мыслями о том, как еще можно сократить неэффективные расходы бюджета. Так, глава комитета по местному самоуправлению Яков Винокуров сообщил, что уже давно размышляет над тем, зачем в администрации губернатора несколько приемных: раньше была одна и никто не путался - а теперь "это неси на Советскую улицу, а это надо отнести на Свердлова":
- И там ведь люди сидят. Человек пять. И они ведь зарплаты получают, хотя стало намного менее удобно.
Первый зампред Думы Анвер Алмаев, в свою очередь, попытался убедить коллег, что урезание расходов послужит перед выборами укреплению имиджа депутатов:
- Вы только посмотрите, что в интернете пишут про нашу деятельность. Негатива хватает. Но идея начать экономить с себя все же нашла понимание, люди ее поддерживают.
В итоге народные избранники позволили Анверу Ибрагимовичу "начать с себя" и поддержали проект, согласно которому запреды могут работать в ДАО, не получая зарплату.
Другие два проекта депутатский корпус не согласовал:
- Против сокращения депутатских компенсаций проголосовало 22 человека (при 13 "за" и четверых воздержавшихся);
- При голосовании по сокращению наказов случился паритет: по 19 человек "за" и "против". Трое воздержались. Закон в итоге также был отклонен.