На днях «ПУНКТ-А» сообщал о том, что бюджет-2019 неожиданно похудел на 1,2 млрд рублей. Если вкратце, доходы бюджета при уточнении (пятом за год) планируется снизить на 1,214 млрд рублей. Вместе с ними будут урезаны и расходы – на 1,250 млрд. Таким образом, профицит, достигнутый при предыдущем уточнении, удается сохранить и даже немного увеличить:

И вот на бюджетном комитете и.о. министра финансов Елена Рязанова представила парламентариям проект поправок. Она сообщила, что средства урезаны в связи с тем, что часть объектов капитального строительства перенесены на будущие годы. Конечно, ситуация с урезанием бюджета не могла не вызвать вопросов. И они последовали.
Первый зампред комитета по промышленной политике Лариса Мироненко спросила у нового главы регионального минстроя Михаила Богомолова:
– А что за объекты не успели построить в текущем году?
Министр отозвался:
– Выпала часть котельных. Муниципалитеты заявились, но не подготовили проектно-сметную документацию.
– Котельные? На миллиард рублей?, – удивилась Лариса Мироненко.
– Нет, конечно. Там около 70 млн рублей.
– А остальное тогда где?
Михаил Богомолов продолжил перечислять:
– Переходящие объекты по лифтам. Северные очистные сооружения канализации в рамках проекта «Оздоровление Волги» – там проектно-сметная документация не подготовлена, перенесено на 2021 год…
На помощь ему пришел замминстра экономики, ответственный по нацпроектам Андрей Сашин. Он рассказал о ситуации по строительству шести домов культуры:
– В этом году из шесть ДК строятся только два: в селах Зубовка и Икряное. По оставшимся – в селах Три протока, Разночиновка, Начало и Биштубиновка – финансирование обнуляется. Еще один объект в селе Тюрино Володарского района отменили сознательно: губернатор при посещении аварийной школы в селе Каралат принял решение направить средства туда.

Значительная часть списанных федеральных средств – это субсидия на не построенные вовремя школьные стадионы и ФОКи: общим количеством 16 штук.
Напомним, в мае текущего года Дмитрий Медведев распорядился выделить Астраханской области 813 млн рублей на строительство 26 новых спортивных объектов (12 крытых спорткомплексов и 14 открытых площадок). «ПУНКТ-А» в конце ноября провел выборочную проверку объектов – благо все адреса были указаны в документе. Выяснилось, что ни один из четырех стадионов, на которых побывал корреспондент, не построен: на трех провалены сроки строительства, один даже не начинали.
Андрей Сашин подтвердил: 16 из 26 объектов в этом году построить не удастся. Причина банальна: лимиты были доведены в августе, и строители не успели. А теперь федеральное финансирование отзывают. Область будет завершать объекты за собственный счет.
Надо сказать, такая постановка вопроса вызвала у депутатов крайне неоднозначную реакцию.
– Мы настолько богаты, что можем себе позволить отказаться от федеральной субсидии и достраивать за свой счет?, – переспросила председатель комитета Татьяна Максимова. – О каких средствах идет речь?
Выяснилось, что из первоначальных 813 млн рублей федеральной субсидии неиспользованными остались более половины. 347 млн рублей замещены областными средствами. Это много.
Впрочем, в правительстве считают, что ситуация не так катастрофична, как может показаться. Они заверили, что имеется договоренность с федеральным минэкономразвития по поводу того, что в 2020 году, когда объекты будут достроены, можно будет подать заявление на компенсацию потраченных средств.
Но Татьяна Максимова отнеслась к аргументу с недоверием:
– Эта договоренность закреплена протоколом?
– Такого протокола у нас нет, – отозвалась Елена Рязанова.
– Но мы этим занимаемся, – заверил Андрей Сашин. – Договоренность достигнута, поддержал Михаил Бабич (первый замминистра экономического развития РФ – прим. ПУНКТ-А).
– Я предлагаю внести в протокол заседания нашей комиссии, что астраханское правительство предоставит депутатам для ознакомления подтверждающий документ…
– Если он появится, – попыталась поправить Елена Рязанова.
Однако Татьяна Максимова была настроена решительно: – Любое совещание заканчивается протоколом, – заявила она, явно имея в виду, что устная договоренность, пусть даже и с высочайшим московским начальником, вообще ничего не гарантирует. А когда речь идет о сотнях миллионов рублей, совсем не лишних для региона, гарантии нужны обязательно.
Отповедь завершилась неприятной паузой.

– А что с ДК в селе Караульное?, – переспросила первый зампред Думы Астраханской области Ирина Родненко. – Мы на днях посещали строительную площадку. Там степень готовности 26%. Явно, что он не будет готов к 31 декабря.
– До конца года мы намерены довести степень готовности до 60%, – встала с места и.о. министра культуры Ольга Прокофьева. – А затем так же готовы достроить собственными средствами и обратиться за возвратом. В законе указаны основания, по которым можно обратиться – в их числе смена руководителя региона. Так что мы имеем полные основания.
Впрочем, Ирину Родненко встревожили те самые «60%». Она мягко, но настойчиво попросила:
– Прошу вас, не надо гнать 60%. Мы были на объекте, там стены сырые, там кровля не завершена – а подрядчик говорит, что уже готов внутренней отделкой заниматься, стены штукатурить. Что там за качество будет при такой спешке? Сколько такая штукатурка продержится-то? Да она обвалится сразу же! Не надо гнать… И это ведь не единичный случай. В том же психоневрологическом интернате тоже гонят процент. У них крыши нет, а они уже собрались мебель покупать, лишь бы освоить. Где они ее хранить будут, даже не думали.
Итог дискуссии подвела Татьяна Максимова:
– Уважаемые коллеги! Правительство Астраханской области! Прошу: ХВАТИТ РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ. И хватит самим верить в сказки, что вот «в июне нам дадут деньги, а к 1 сентября мы все построим». Сколько раз на эти грабли уже наступали – и продолжаем наступать. Нужно четко планировать и рассчитывать собственные силы, риски, сроки. А не находить каждый раз оправдания за провал проектов.
